Поиск

Российский флот в первой половине XIX века

Российский флот в первой половине XIX века

Российский флот в первой половине XIX века


Вступив
на престол в 1801 году, император Александр I осуществил ряд
преобразований в системе государственного управления, создав взамен
коллегий министерства. «Следуя великому духу преобразователя России —
Петра Великого, оставившего нам следы своих мудрых намерений, по коим
старались шествовать достойные его преемники, Мы заблагорассудили
разделить государственные дела на разные части, сообразно естественной
их связи между собой, и для благоуспешнейшего течения поручить оные
ведению избранных нами министров, поставив им главные правила, коими они
имеют руководствоваться в исполнении всего того, чего будет требовать
от них должность и чего Мы ожидали от их верности, деятельности и
усердия по благу общему»1. Министерство морских сил было учреждено в
1802 году. Коллегия адмиралтейства оставалась в прежнем виде, но
подчинялась уже министру. Им стал образованный и способный адмирал
Н.С.Мордвинов2, весьма уважаемый моряками.
Однако через три месяца
Мордвинова заменили контр-адмиралом П.В.Чичаговым3. «Беда, коль пироги
начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» — эти слова из
знаменитой басни И.А.Крылова были адресованы именно Чичагову4. А вот
мнение о нем другого современника — знаменитого мореплавателя и адмирала
Головнина5. «Подражая слепо британцам и вводя нелепые новизны, мечтал,
что кладет основной камень величию русского флота. Испортив все, что
оставалось во флоте, и наскучив верховной власти наглостью и расточением
казны, удалился, поселив презрение к флоту оной и чувство глубокого
огорчения в моряках»6.
Тем не менее военный флот в начале XIX века
продолжал еще оставаться важным инструментом внешней политики Российской
империи. В 1806-1807 годах была предпринята успешная Средиземноморская
экспедиция под командованием вице-адмирала Сенявина7, разрушившая
замысел Наполеона овладеть Балканским полуостровом.
В 1811 году
Чичагова на посту морского министра сменил маркиз де Треверсе8. Он
обладал веселым нравом, изысканными манерами и сумел снискать
расположение влиятельных особ, в том числе всесильного графа Аракчеева.
Впрочем, порядка от этого на флоте не прибавлялось. Слыша постоянные
жалобы на безотрадное положение дел в министерстве морских сил, которое в
1815 году было переименовано в морское министерство, Александр I
учредил особый комитет, во главе которого был поставлен граф
А.Р.Воронцов9 — англоман, относившийся к русским морякам с недоверием.
Он писал в докладной записке Александру I: «По многим причинам,
физическим и локальным, России нельзя быть в числе первенствующих
морских держав, да и в том ни надобности, ни пользы не предвидится.
Довольно, если морские силы наши будут устроены на двух только
предметах: сбережение берегов и гаваней наших на Черном море, имея там
силы соразмерные турецким, и достаточный флот на Балтийском море, чтобы
на оном господствовать. Посылка наших эскадр в Средиземное море и другие
экспедиции стоили государству много, делали несколько блеску, а пользы
никакой»10. Александр I неудовольствия не выразил. Он неоднократно
демонстрировал свою неблагосклонность к флоту. В его царствование
одерживались крупные морские победы, брались острова-крепости,
присоединялись к империи новые владения, делались географические
открытия; карты Тихого и Ледовитого океанов запестрели русскими именами и
названиями, но Александр I — единственный, может быть, из русских
властителей — оставался ко всему этому равнодушным. При нем одно время
серьезно обсуждался вопрос о передаче всего флота России англичанам, а
вице-адмирал Сенявин, несмотря на огромные заслуги, подвергся жестокой
опале и в течение тринадцати лет влачил убогое существование.
В 1817
году начали продавать корабли за границу и в 1818-м последние годные
фрегаты ушли в Испанию. В портах царил хаос и чинились вопиющие
злоупотребления. Дальних плаваний почти не предусматривалось — плавали
больше по Финскому заливу, метко прозванному моряками «маркизовой
лужей». Офицеры и команды впадали в нужду. Старших офицеров селили
иногда по десять человек в одном помещении. Даже неженатые адмиралы жили
в «коммуналках».
Такую печальную картину представлял собой флот к
моменту вступления на престол императора Николая I. Начало его
царствования ознаменовалось созданием в 1826 году комитета для
образования флота. Название как нельзя более отражало положение дел —
ведь флота, по сути, уже не было!
Комитет возглавил А.В.Моллер11.
Император Николай I в отличие от своего старшего брата хорошо понимал
значение флота для страны, ценил флотоводцев. Вице-адмирал Сенявин вновь
был призван на службу с производством в чин адмирала и с пожалованием
звания генерал-адъютанта. Наряду с ним в состав Комитета вошли
капитан-командоры И.Ф.Крузенштерн12 и Ф.Ф.Беллинсгаузен13 и капитан
первого ранга М.П.Лазарев14. Комитет, работая под непосредственным
наблюдением Николая I и при его постоянной поддержке, положил начало
возрождению русского флота.
Уже в 1827 году эскадра Балтийского флота
под флагом адмирала Д.Н.Сенявина посетила Англию, где произвела
отличное впечатление. В том же году часть эскадры под командованием
контр-адмирала Л.П.Гейдена15 вошла в Средиземное море и совместно с
британской и французской эскадрами выступила против турецкого флота.
Решающее сражение произошло 20 октября 1827 года в Наваринской бухте.
Турецкий флот состоял из 82 судов, тогда как у союзников их было всего
двадцать восемь. Кроме того, турецкий флот занимал гораздо более
выгодную позицию: он выстроился подковой, концы которой упирались в
укрепления, защищавшие вход в бухту.
Первым в бухту ворвался,
несмотря на сильный огонь береговых батарей, русский линейный корабль
«Азов» под флагом контр-адмирала Гейдена. Сражение началось. Союзные
эскадры действовали слаженно и решительно, меткой артиллерийской
стрельбой выводя из строя один турецкий корабль за другим. Турецкий флот
был почти полностью истреблен: из 82 судов уцелело лишь 27.
Наваринское
сражение положило начало освобождению Греции от турецкого ига, что,
наряду с овладением проливами Босфор и Дарданеллы, являлось одной из
основных целей внешней политики Николая I на Востоке. Подписанный с
Англией 6 апреля 1826 года Петербургский протокол позволял надеяться,
что Англия если и не примет сторону России против Порты, хотя бы не
выступит против. Были веские основания надеяться также на нейтралитет
Франции и Пруссии: в этих странах значительная часть общества в 1828 —
1829 годах определенно желала разгрома Турции, считая Махмуда II
кровавым деспотом, виновником неслыханных зверств, чинимых над греками.
Особенно потрясло Европу публичное повешение патриарха
Константинопольского.
Война началась 7 мая 1828 года. Черноморским
флотом тогда командовал вице-адмирал А.С.Грейг16. В кратчайшие сроки им
была приведена в боевую готовность эскадра из 9 линейных кораблей, 5
фрегатов и 17 вспомогательных судов, которая лишила турецкий флот
оперативного простора, заперев его в проливах.
14 сентября 1829 года в
Адрианополе был подписан мирный договор. Турция потеряла черноморский
берег от устья Кубани до мыса св.Николая. К России отходили острова в
дельте Дуная. Она получила право прохода судов через Босфор и
Дарданеллы. Южный рукав устья становился русской границей. Наконец,
Адрианопольский мир принес свободу Греции, объявленной независимой
(оставалось лишь обязательство ежегодного платежа султану в размере 1,5
миллиона пиастров). Греки теперь могли избрать себе государя из любой
царствующей в Европе династии, кроме английской, французской и русской.
Между
тем на смену адмиралам-ветеранам шло молодое поколение. В 1833 году
принимает командование Черноморским флотом контр-адмирал М.П.Лазарев. Он
сразу же приступает к реорганизации флота и портов. Попутно с этим
осуществляется подготовка и воспитание личного состава, чему немало
способствовала война на Кавказе, во время которой корабли Черноморского
флота блокировали Кавказское побережье, осуществляя десантирование и
ведя обстрел береговых укреплений. Лазарев подготовил Черноморский флот к
боевым действиям Крымской войны 1854 — 1856 годов и воспитал достойных
преемников: П.С.Нахимова17, В.А.Корнилова18, В.И.Истомина19.
В 1832
году вассал Турции паша Египта Мехмед-Али восстал против султана Махмуда
II и пошел на него войной. 21 декабря 1832 года в битве при Конии сын
Мехмеда-Али, Ибрагим, совершенно разгромил турок. Махмуд II оказался в
отчаянном положении: у него не было ни денег, ни времени, чтобы собрать
новую армию. Он обратился к великим державам — России, Англии и Франции.
Впрочем, император Николай I еще до битвы при Конии предлагал султану
помощь. Тогда Махмуд II отказался, теперь же вынужден был согласиться. В
1833 году контр-адмирал Лазарев повел русскую эскадру в
Константинополь. Ее прибытие и высаженный на Босфоре
четырнадцатитысячный десант положили конец войне. Россия же, по
заключенному тогда Уинкар-Искелессийскому трактату, получила в лице
Турции союзника на случай боевых действий против третьей страны как на
суше, так и на море. Турция обязывалась при этом не пропускать военных
судов противника через Дарданеллы. Босфор же при всех условиях оставался
открытым для русского флота…
В 1850 году молодой морской офицер
Г.И.Невельской21 поднял русский флаг на правом берегу реки Амур и
основал военный пост, назвав его Николаевском. Так был присоединен к
России Амурский край. Император Николай I сказал о Невельском: «Россия
никогда не забудет его услуг». Это с полным правом можно отнести ко
всему русскому флоту первой половины XIX века.

    1Полное собрание законов Российской империи. Т.27. ? 204006.
    2Мордвинов
    Николай Семенович (1754 — 1848) — граф (с 1834), адмирал. После
    трехмесячного пребывания на посту министра стал членом комитета для
    улучшения флота. В 1823 — 1840 гг. — председатель Вольного
    экономического общества.
    3Чичагов Павел Васильевич (1765 — 1849) —
    адмирал, морской министр (1807 — 1811). С 1811 г. — главнокомандующий
    Молдавией, Валахией и Черноморским флотом. В 1814 г. уехал за границу.

    1812 г. П.В.Чичагов командовал армией, которая должна была задержать
    отступившего Наполеона при реке Березине. Чичагов, однако, опоздал,
    благодаря чему часть французского авангарда во главе с Наполеоном успела
    переправиться. Неудача Чичагова вызвала негодование в обществе, и
    И.А.Крылов написал известную басню.
    5Головнин Василий Михайлович
    (1776 — 1831) — адмирал, генерал-интендант флота (1823 — 1831). В 1806 —
    1807 гг. — командир шлюпа «Диана», исследовавшего северную часть Тихого
    океана. Именем Головина названы залив в Беринговом море и пролив на
    Курильских островах.
    6″Военная быль». ? 101, декабрь 1969 г. С.14. Изд. общекадетского объединения. Париж.
    7Сенявин Дмитрий Николаевич (1763 — 1831) — адмирал, выдающийся флотоводец, соратник адмирала Ф.Ф.Ушакова.
    8Траверсе
    Жан-Франсуа (Иван Иванович, 1754 — 1830) — адмирал, морской министр
    (1811 — 1828). Выходец из Франции. Эмигрировал в Россию после
    французской революции 1789 г.
    9Воронцов Александр Романович (1741 — 1805) — граф, государственный канцлер (1802 — 1804).
    10″Военная быль»… С.14.
    11Моллер Антон Васильевич (1764 — 1848) — адмирал, впоследствии морской министр.
    12Крузенштерн
    Иван Федорович (1788 — 1851) — адмирал. В 1803 — 1806 гг. возглавил
    первую русскую кругосветную экспедицию на кораблях «Надежда» и «Нева». В
    1827 — 1843 гг. — директор Морского кадетского корпуса.
    13Беллинсгаузен
    Фаддей Фаддеевич (1779 — 1852). Участвовал в первом кругосветном
    плавании под командой Крузенштерна. В 1819 — 1821 гг. — начальник
    экспедиции в составе шлюпов «Восток» и «Мирный», открывшей Антарктиду.
    14Лазарев
    Михаил Петрович (1788 — 1851) — адмирал. В 1819 — 1821 гг. участвовал в
    экспедиции Беллинсгаузена — капитан шлюпа «Мирный». В 1822 — 1825 гг.
    совершил кругосветное плавание. Командовал Черноморским флотом (1832 —
    1845).
    15Гейден Логин Петрович (1772 — 1850) — адмирал. Был принят на русскую службу капитан-лейтенантом в 1795 г.
    16Грейг Алексей Самуилович (1775 — 1845) — адмирал. Командовал Черноморским флотом (1816 — 1832).
    17Нахимов
    Павел Степанович (1802 — 1805) — адмирал. В 1822 — 1825 гг. под
    командой М.П.Лазарева совершил кругосветное плавание. С 1834 г. служил
    на Черноморском флоте. Во время Севастопольской обороны защищал южную
    часть города. Смертельно ранен на Малаховом кургане.
    18Корнилов
    Владимир Алексеевич (1806 — 1854) — вице-адмирал, герой обороны
    Севастополя. Убит 5 октября 1854 г. при артиллерийском обстреле города
    англо-французскими войсками.
    19Истомин Владимир Иванович (1809 — 1855) — адмирал. Убит 7 марта 1855 г. во время обороны Севастополя на Камчатском редуте.
    20История дипломатии. М.: ОГИЗ, 1941. Т.1. С. 403-406.
    21Невельский Геннадий Иванович (1813 — 1876) — адмирал, исследователь Дальнего Востока.