restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск
  • 21.06.2017
  • Летописец
  • Автор А.А.Белай, Н.А.Копылова, С.Г.Муранов

Летописец

6 сентября 1999 года
Музей-усадьба Кусково

«Храм добродетели душа ее была…»

Под таким названием в бывшей загородной резиденции Шереметевых состоялась выставка, посвященная 220-летию начала сценической деятельности выдающейся актрисы крепостного театра Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой (1768 — 1803).
Обладавшая редкой вокальной и актерской одаренностью дочь крепостного крестьянина-кузнеца (коваля) из Ярославской губернии в семь лет была взята на воспитание в дом Шереметевых. Ей дали отличное образование. Дебют состоялся 29 июня 1779 года в опере А.-Э. Гретри «Опыт дружбы», поставленной в Кусковском воздушном театре, репертуар которого насчитывал более ста опер и балетов.
Скоро Ковалева-Жемчугова стала примадонной шереметевской труппы. Ее талантом восхищались Екатерина II, а затем Павел I.
Прасковья Жемчугова была возлюбленной графа Николая Петровича Шереметева. В 1798 году он дал ей «вольную», а в 1801 году они тайно, в присутствии четырех свидетелей, обвенчались в церкви Симеона Столпника на Поварской. Брак их был недолог: вскоре после рождения сына Прасковья Ивановна скончалась от туберкулеза.
Прологом выставки стала серия видов Кускова — знаменитой подмосковной усадьбы, славившейся когда-то многолюдными гуляньями. Атмосферу того времени передавала доска-приглашение на въезде в усадьбу: «В селе Кускове распоряжено на сие лето и осень гулянье всем кому угодно оным пользоваться по воскресеньям и четвергам в прочие же дни гулянья нет выключая 28, 29 июня и 1 августа в которые дни также гуляют чрез сие все и приглашаются».
Были представлены эскизы театральных декораций, модель Кусковского воздушного театра, на сцене которого выступала Жемчугова, портреты выдающейся певицы, написанные в разные годы. Особенно замечателен один — Жемчугова в костюме Элианы, героини оперы Гретри «Самнитские браки». В сценических образах, созданных Жемчуговой, отразилась ее собственная трагедия: графиня под занавес короткой жизни, влюбленная женщина, не принятая светом, мать, не успевшая насладиться материнством…
«Щедрая рука ее простиралась всегда к бедности и нищете…» Прасковья Ивановна Ковалева стала вдохновительницей создания Странноприимного дома — приюта для обездоленных, престарелых и увечных. На портрете работы В.Л.Боровиковского граф Н.П.Шереметев указывает на этот Странноприимный дом, построенный по проекту Е.Назарова и Дж.Кваренги. «Кончина супруги моей, графини Прасковьи Ивановны, — писал граф в «Записке по Дому Странноприимному», — столько меня поразила, что я не надеюсь ничем другим успокоить страждущий мой дух, как только одним пособием для бедствующих, а потому, желая окончить давно уже начатое строение Странноприимного дома, сделал я предложение к устройству оного, отделя знатную часть моего иждивения».
О том, какой была Прасковья Ивановна в недолгую бытность ее графиней Шереметевой, рассказывают работы замечательного крепостного художника Н.Аргунова «Портрет П.И.Жемчуговой-Шереметевой в красной шали» и «Портрет П.И.Шереметевой в полосатом халате». Дополняют этот образ слова самого графа Н.П.Шереметева: «Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные. Долгое время наблюдал свойства и качества ея и нашел украшенный добродетелью разум, искренность и человеколюбие, постоянство и верность, нашел в ней привязанность ко святой вере и усерднейшее богопочитание. Сии качества пленили меня больше, нежели красота ея, ибо они сильнее всех прелестей и чрезвычайно редки…»6 октября 1999 года

Центральный Дом работников искусств
(Пушечная, 9)

Вторники «Московского журнала»

Цикл Вторников «Московского журнала» 1999 — 2000 годов пришелся на юбилейный, 70-й сезон Центрального Дома работников искусств. Открывая вечер, главный редактор Анна Филипповна Грушина тепло поздравила коллектив сотрудников Дома с этой знаменательной датой, подчеркнув большое культурное и общественное значение работы, проводимой ЦДРИ. Зрители приветствовали прославленную балерину, народную артистку СССР, председателя правления ЦДРИ Ольгу Васильевну Лепешинскую.
Название вечера — «Русская провинция. Земля Бориса и Глеба». В программе принимали участие гости из сел и деревень Борисоглебского района Ярославской области.
Борисоглеб — город удивительный. Он притягивает к себе людей. Сюда приезжают на день — и остаются навсегда. В небольшом районном центре живет много талантливых художников, литераторов, музыкантов. В Борисо-Глебском монастыре в XVI веке подвизался преподобный Иринарх, благословивший князя Димитрия Михайловича Пожарского на брань. Сейчас монастырь возрождается, уже два года в нем проводятся всероссийские Иринарховские чтения. «Московский журнал» подробно писал о них. Один из вдохновителей Чтений — настоятель монастыря архимандрит Иоанн (Титов) — также присутствовал в зале.
Гостей представлял поэт и прозаик Михаил Лебедев, показавший видеофильм о своем родном городе. Об Иринарховских чтениях говорил ответственный секретарь «Московского журнала» Александр Белай. Прозвучали авторские песни в исполнении дуэта — Ольги и Сергея Волковых. Стихи Михаила Лебедева читала актриса Ярославского театра имени Волкова Галина Михайловна Ефанова. В фойе была развернута выставка работ фотографа Владимира Разумовского «Мой Борисоглеб». В заключение выступили постоянные участники наших Вторников Николай Шипилов и Татьяна Дашкевич, много раз бывавшие в Борисоглебе и, по их признанию, сроднившиеся с ним.
Итак, сезон открыт. Мы рады будем снова видеть своих читателей в ЦДРИ каждый последний вторник месяца.11 октября 1999 года

Центральный Дом работников искусств
(Пушечная, 9)

Открытие семидесятого сезона ЦДРИ

Жизнь нескольких поколений творческой интеллигенции связана с этим Домом. Он возник по инициативе наркома просвещения А.В.Луначарского и при поддержке ЦК профсоюза работников искусств. Учредительное заседание состоялось 25 февраля 1930 года в здании по Старопименовскому переулку. Присутствовали представители всех московских театров. Председателем был избран руководитель Главискусства при Наркомпросе Ф.Я.Кон, а его заместителями — И.М.Москвин и В.В.Барсова. На этом заседании В.В.Маяковский впервые прочел поэму «Во весь голос».
Первоначально это был чисто театральный клуб. В его работе участвовали В.И.Качалов, И.Н.Берсенев, О.Л.Книппер-Чехова, Н.В.Нежданова, Н.А.Обухова, Е.Н.Гоголева, молодые тогда артисты С.Образцов, Б.Тенин, Н.Хмелев, Р.Зеленая. Здесь проходили вечера А.А.Яблочкиной, М.М.Тарханова, В.П.Марецкой, С.М.Михоэлса, И.С.Козловского, Л.О.Утесова. Затем под крышей Дома объединились и художники. Вскоре это стал Клуб мастеров искусства.
На сцене ЦДРИ выступали артисты из многих городов и республик Советского Союза: Тамара Ханум, Гнат Юра, Наталья Ужвий, Ваграм Папазян, Отар Тактакишвили. Здесь делали первые шаги в искусстве артисты и художники М.Цифринович, Л.Енгибаров, И.Глазунов, Р.Клейнер, А.Филиппенко, В.Качан, О.Янковский и многие другие. Гостями Дома были Эльза Триоле и Луи Арагон, Бертольд Брехт и Елена Вейгель, Марсель Марсо и Ван Клиберн, Анна Герман и Бисер Киров, Ив Монтан и Симона Синьоре. В год своего пятидесятилетия ЦДРИ был награжден орденом Дружбы народов.
С 1939 года Клуб мастеров искусства, получив новое название «Центральный Дом работников искусств», расположился в особняке на Пушечной улице, 9 — в историческом здании, где когда-то зарождался будущий МХАТ. Сразу определились основные направления деятельности: общение деятелей искусства, творческие отчеты и вечера, показ новых спектаклей, концертных программ и кинофильмов. Создавались лектории и университеты культуры, концертные бригады, которые ездили по всей стране, выступали на фабриках и заводах, строительных площадках, в шахтах, на полевых станах, даже на дрейфующей станции «Северный полюс».
В годы Великой Отечественной войны это было единственное клубное учреждение Москвы, ни на один день не прекращавшее работы. В Доме развернули выставку плакатов, боевых листков и военных зарисовок, шли концерты для призывников и трудящихся Москвы. 8 августа 1941 года первая концертная бригада ЦДРИ, в которую вошли директор Б.М.Филиппов, Л.А.Русланова, М.Н.Гаркави, В.Я.Хенкин, выехала на фронт. Позже было сформировано 33 таких фронтовых бригады. Госпитально-концертный отдел, созданный в 1942 году, давал в месяц по 80-100 концертов для раненых. Всего в годы войны на фронтах, в воинских частях, на призывных пунктах, в госпиталях состоялось 17500 выступлений. На средства писателей и художников В.Гусева, С.Маршака, С.Михалкова, Н.Тихонова и Кукрыниксов был построен танк «Беспощадный», на средства чтеца В.Яхонтова — самолет «Владимир Маяковский». В фонд помощи детям, обездоленным войной, деятели искусства собрали два миллиона рублей.
Так же интенсивно и плодотворно работал Дом работников искусств и в послевоенные годы. Сегодня особняк готовится к ремонту, но активная творческая жизнь продолжается и в небольшой пристройке. Каждый вечер артисты, музыканты, художники встречаются со своими слушателями и зрителями. О разнообразии творческой жизни ЦДРИ говорят названия учрежденных в его стенах клубов: Московский пресс-клуб, клуб романса «Две гитары», Российский клуб музыкантов-народников, Московский клуб фокусников, женский — «Сударыня» и молодежный «Некто никто», клубы филателистов, кукольников, авторской песни, чтеца.
Не прерываются традиции творческих вечеров деятелей искусства. В последние годы в ЦДРИ отмечались юбилеи М.Рожкова, Л.Кербеля, Г.Бортникова, Ю.Дмитриева. Прошли вечера памяти И.М.Туманова, Е.Н.Гоголевой, И.Л.Прутта, Г.Буркова, Ю.Богатырева, известных поэтов и композиторов-песенников Фатьянова, Аверченко, Мокроусова, Пономаренко. К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина ЦДРИ провел Республиканский конкурс молодых исполнителей по трем номинациям: вокалистов, чтецов и музыкантов. Постоянная поддержка творчества молодых — тоже традиция Дома.
Семьдесят лет этот уникальный клуб возглавляли признанные корифеи искусства. Председателями правления ЦДРИ были народные артисты СССР: актер МХАТа И.М.Москвин, солистка Большого театра В.В.Барсова, театральный режиссер И.М.Туманов, главный режиссер театра имени Евгения Вахтангова Е.Р.Симонов. В 1994 году председателем правления избрана выдающаяся балерина О.В.Лепешинская. В юбилейном семидесятом сезоне снова будут показаны лучшие достижения всех творческих поколений театра, кино, музыки, изобразительного искусства, эстрады, цирка. ЦДРИ был и остается одним из средоточий отечественной культуры.