Поиск

В далеком Харбине…

В далеком Харбине…

В далеком Харбине…


 

Мария Александровна  Садовская.  Из фондов ГАХК

 

На просторах интернета встретился глас вопиющего в пустыне: «Ма­рия Александ­ровна Садовская — популярная исполнительница русских, цыганских песен и романсов в 1920-30 годах прошлого века из Харбина. Записи ее исполнения безуспешно разыскиваются уже не один десяток лет. Если есть возможность — помогите. С уважением…»

Страничка автобиографии, собственноручно написанной  М. А. Садовской. 1935 год. Из фондов ГАХК

Да, сейчас это имя известно только коллекционерам, а когда‑то!.. Мария Садовская, обладательница лирико‑колоратурного сопрано, исполняла не только песни и романсы, прежде всего она была оперной певицей, состояла в списках артистов государственных театров. Сценическим псевдонимом не пользовалась, при такой красивой «театральной» фамилии он не требовался.
Творческая деятельность молодой оперной певицы началась в 1916 году в мос­ковском Народном доме имени наследника цесаревича Алексея Николаевича. Мария Садовская исполняла заглавные роли в репертуаре оперной труппы. Затем были выступления в cанктпетербургском Народном доме имени императора Николая II, в Волковском и множестве дру­гих театров.
М. А. Садовская появилась на свет в Москве. Информация о ее родителях скудная, но при этом полна загадок и противоречий. Согласно автобиографии, собственноручно написанной Марией Александровной в 1935 году в Харбине, столице русской эмиграции в Китае, она — «урожденная Садовская, родилась в семье Талызина А. А.». Сразу возникают вопросы и предположения. Почему семья А. А. Талызина? Возможно, девичья фамилия матери — именно Талызина и после некоей личной драмы (внебрачная беременность) она просто вернулась в родовое гнездо? Или А. А. Талызин стал отчимом Марии? Однако эти предположения — «родом» из нашего XXI века, а в конце века XIX могли быть совсем другие ситуации. О матери данных нет — ни одного слова, отец же, как пишет Мария, был управляющим морозовского (С. И. Морозова) имения до 1918 года. Кого называет Мария Александ­ровна отцом — родного отца Садовского или предполагаемого отчима Талызина, — неизвестно. Какой Морозов скрывается под инициалами «С. И.» и нет ли ошибки в инициалах, тоже не­известно.

Елизавета Григорьевна  Азерская.  Открытка начала XX века
Это еще не все загадки. Гражданским мужем Марии Александровны стал… Талызин Михаил Архипович. Если считать А. А. Талызина отчимом Марии Садовской, то М. А. Талызин мог быть ей сводным братом и другом детства. Но позже выяснилось, что Михаил Архипович родился и до 1911 года учился в Красноярске, затем поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств. Совсем интересно, что впоследствии он фигурирует под двойной фамилией — иногда Суганов-Талызин, иногда Талызин-Суганов. Возможно, он родился Сугановым, а псевдонимом взял известную фамилию Талызин, к которой имела причастность его гражданская жена… Однако не станем здесь разгадывать загадку, а вернемся к нашей героине.
В 1903 году шестилетнюю Марию отдают в московский Петро-Павловский институт, где она училась и воспитывалась до 1917 года. Вероятно, природные вокальные данные и талант воспитанницы заметили вовремя, и уже с 1914 года Мария берет уроки пения у артистки Большого театра Е. Г. Азерской, затем у профессора Московской филармонии г‑на Мазетти. Оба педагога были профессионалами высочайшего класса, самыми известными и опытными на тот момент в Москве.
Елизавета Григорьевна Азерская (1868-1946), меццо‑сопрано, с 1897 пела в Большом театре, обладала сильным голосом обширного диапазона и звучного тембра. Репертуар Азерской включал ведущие партии в операх русских и западноевропейских композиторов: Весны («Снегурочка»), Ольги, Графини («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), Кончаковны («Князь Игорь»), Ортруды, Фрики («Лоэнгрин», «Валькирия»). Она была первой исполнительницей партий Кончаковны, Любавы («Садко»), Лауры («Каменный гость» А. С. Даргомыжского), Рафаэля («Рафаэль» А. С. Аренского). Лучшая ее партия — Кармен.

 

 

 

 

Для получения полной версии статьи обратитесьв редакцию