Поиск

«Мы возводим этажи домов чудесных…»

«Мы возводим этажи  домов чудесных…»

«Мы возводим этажи домов чудесных…»


13 января 1947 года было подписано постановление о строительстве в городе Моск­ве восьми высотных зданий, приуроченное к юбилейной дате — 800‑летию столицы. Без пре­увеличения можно сказать, что последовавшая за этим эпопея ознаменовала качественно новый этап развития отечественного градостроительства, зодчества, инженерной техники. Московские высотные дома стали экспериментальной базой для множества технологий, примененных в СССР впервые, стали архитектурными и инженерно‑техническими шедеврами своего времени. Советские деятели искусств, естественно, не могли оставаться в стороне от столь важной темы. Поэты, писатели, живописцы, кинематографисты воспевали начавшиеся великие стройки. Сегодня все эти стихи, романы, картины, фильмы — не только произведения искусства, художественные достоинства которых можно оценивать по‑разному, но и, безусловно, исторические свидетельства той бурной эпохи.
К примеру, возведение здания Московского университета стало столь значительным общественным событием, что нашло свое отражение в самых различных областях искусства. О нем снимались кинофильмы, писались книги, складывались песни. Поэтесса Маргарита Алигер в 1951-1952 годах создала целую поэму, посвященную этой стройке, — «Ленинские горы», а композитор Юрий Милютин и поэт Евгений Долматовский сложили песню под тем же названием. Она существует в двух вариантах. О том, почему так случилось, Е. А. Долматовский написал в книге «Рассказы о твоих песнях» (М., 1973):
«Московский комитет партии собрал поэтов и композиторов. Разворачивается стройка большой Москвы. Архитекторы и строители показывают нам планы, чертежи, проекты, макеты. Еще нет ни Хорошево-Мневников, ни Кузьминок, ни Фрунзенской набережной, ни Юго-Запада. На месте бывшей городской свалки в Черемушках построены первые дома, да и они еще в своем облике сохранили что‑то от бараков.
Пока самая крупная новостройка — двухэтажные коттеджи на Беговой улице. <…> Но Москва — вся в дощатых заборах. Роются котлованы. И особенно много разговоров о высотных домах.

Монтаж башни главного корпуса университета. Монтажник-верхолаз И. Клещев  вызывает по телефону подъемный кран.  Фотография 1951 года

Нас с композитором Юрием Милютиным просят написать песню о будущей Москве, о строящейся столице. Большая задача всегда лишает покоя, порождает робость и неуверенность. Бесконечные споры и рассуждения не приближают нас с Юрием Милютиным к работе.
На счастье, по заданию Московского комитета партии мне приходится обследовать состояние культурно‑воспитательной работы в общежитии строителей на Ленинских горах. Здесь и возник замысел песни «Ленинские горы».
Это был 1948 год, и строки «сейчас пустынны Ленинские горы, но флаги стройки вьются на вет­ру» вполне соответствовали действительной картине. Песня зазвучала, ее часто передавали по радио, а потом запели и на улицах. Прошло несколько лет. Я стал получать письма с просьбами переделать песню в связи с тем, что Ленинские горы уже не пустынны. Привожу одно из этих писем:
«Рабочие 1‑го треста Мосподземстроя просят вас изменить некоторые строки в вашей песне «Ленинские горы» или изменить всю песню, потому что сейчас уже закончена стройка, и флаги не вьются на стройках по ветру. Студенты уже учатся с 1 сентября 1953 года. И даже стыдно, когда поешь: «Сейчас пустынны Ленинские горы», а перед тобой стоит грандиозное здание — Московский государственный университет, и не верится глазам, что там была когда‑то пустошь, а поэтому измените как‑нибудь слова этой песни.

 

 

 

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию