restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

Колоцкий Успенский монастырь

Колоцкий Успенский монастырь

Колоцкий Успенский монастырь


Это одна из древнейших обителей, возникшая еще во времена Московского княжества. Монастырь находится на возвышенности в 22 километрах от Можайска у старой Смоленской дороги.
По левому берегу реки Колочь раскинулось село Колоцкое. Археологи сообщают, что уже в XI веке здесь было селище. В 1303 году эти земли отошли от Смоленского к Московскому княжеству. В 1389 году по духовному завещанию Димитрия Донского Можайск с близлежащими окрестностями получил его сын Андрей. Во время своего княжения Андрей Дмитриевич построил много церквей и два дошедших до наших дней монастыря: Ферапонтов-Лужецкий и Колоцкий.
Возникновение Колоцкой обители связано с обретением Колоцкой иконы Божией Матери — первой чудотворной, явленной в непосредственной близости от Москвы. Древний Летописец, повествующий о происшествиях, «бывших в России с 1379 по 1424 год», под 1413 годом сообщает: «Того же лета от Можайска за 15 верст во отчине князя Андрея Дмитриевича, внука Иванова, правнука Иванова же, праправнука Даниила Московского, явися знамение в Колочи: некий человек именем Лука, простых людей и ратаев убогих последний в нищете сый, на некоем древе в некоем месте найде икону Пречистыя Богородицы держащу на руце младенца Господа нашего Иисуса Христа с единыя страны иконы тоя на затворце Никола чудотворец, а с другой Илья Пророк, и взем ю с верою целова, и поставил ея у нивы своея на месте просте на древе». О чудотворной иконе прошла весть по всей округе. Недужные и больные получали от нее исцеление. Луке же оставляли богатые дары и стали чтить его «яко Пророка и Апостола». Он ходил с иконой по селам, был в Можайске, а затем отправился к Москве, где икону встречали «митрополит со епископы, со всем священным собором и великими князь Василий Дмитриевич со всем своим двором, боярами, воеводами, вельможами и всем православным людом». Столь же торжественно восемнадцать лет назад Москва встречала Владимирскую икону Божией Матери.
Лука разбогател, но поначалу поступал «яко прост человек» — поставил дом, окружил себя слугами, «трапезу имел тучную», устраивал охоту с ястребами, соколами, оспаривал у князя охотничьи угодья, и князь уступал ему. Но однажды Луку заломал медведь, едва он жив остался. После этого вразумился словами князя Андрея, призывавшего Луку оставить разгульную жизнь, и отдал все свое «имение» на строительство монастыря в Колочи.
Есть предположение, что князь Андрей получил благословение основать эту обитель у своего духовного отца преподобного Кирилла Белозерского. Он писал игумену Кириллу о «преславном чуде Пречистой Богородицы» и с горечью сообщал о неправедной жизни Луки. Преподобный отвечал князю: «Слушай, господин князь Андрей, что говорит Ветхое Писание: когда захочет Бог казнить какую-нибудь землю за нечестие, Он посылает сначала проповедников, чтобы жители той земли обратились. И, если обратятся, отводит Господь от них Свой гнев… И ты, господин князь Андрей, <…> властителем в отчине ты от Бога поставлен, — людей, господин, смиряй лихие обычаи. Суды бы, господин, пусть судили праведно, как перед Богом справедливо. Клеветы бы, господин, пусть бы не было… Следи внимательно, чтобы корчмы в твоей вотчине не было, потому что великая от нее пагуба душам. А христианам, господин, не ленись управу давать сам: то, господин, выше тебе от Бога вменится и молитвы и поста». Связь между Белозерским и Колоцким монастырями прослеживается и в том, что главные престолы обоих освящены в честь Успения Божией Матери.
Чудотворную Колоцкую икону Божией Матери поместили в Успенском храме новопостроенного монастыря. Лука там же принял постриг. Монастырь, имевший к тому времени каменный Успенский храм и каменную колокольню, пострадал от литовского разорения 1612 года, но к началу XVIII века достиг наибольшего расцвета: ему принадлежали 73 крестьянских двора, подворье в Москве. В 1784 году Успенский храм и колокольню перестроили, возвели каменную стену с угловыми башнями и настоятельский корпус (тоже из камня). С восточной и северной стороны к стене примыкали два пруда — Трещенков и Святой. В 1788 году Колоцкий монастырь отошел в ведение Смоленской епископии.
Сильному разрушению обитель подверглась и в 1812 году. По первоначальному замыслу М.И.Кутузова здесь предполагалось дать генеральное сражение, и у стен монастыря 21 августа сосредоточились главные силы русской армии. В храме не прекращалось богослужение. «Целый день церковь была отперта и полна, — вспоминал Ф.Н.Глинка. — Я был у вечерни — унылый стон колокола, тихое пение, синеватый сумрак, слегка просветляемый томною лампадою и несколькими свечами, которые чуть теплились под древними иконами …Вид пылающего Отечества, бегущего народа и неизвестность о собственной судьбе сильно стеснили сердце». 22 августа Кутузов принял решение отступить к Бородину. Заняв монастырь и устроив в нем госпиталь, французы оставались здесь почти два месяца.
Восстановление монастырских построек началось сразу после изгнания неприятеля, но завершилось только через четверть века. В 1838 году в обители были: храм во имя Успения Божией Матери, где пребывала чудотворная икона, четырехъярусная колокольня с десятью колоколами, настоятельский и братские корпуса. В конце XIX века в приходской школе обучались 35 мальчиков. Монастырь имел около 120 га земельных угодий, большой плодовый сад.
После закрытия в 1920-е годы монастырь в третий раз был разорен. Колоцкая икона Божией Матери хранилась у прихожанки Матроны Ивановой, которая увезла ее с собой в Гжатск и передала в Вознесенский храм. В настоящее время икона утеряна.
С 1990 года обитель вновь возрождается: Бородинский военно-исторический музей отремонтировал братский корпус, домовую церковь и трапезную. В октябре 1997 года здесь был открыт женский монастырь. Игумения Таисия с сестрами постепенно налаживают духовную и трудовую жизнь. В домовом храме во имя новомученицы Великой княгини Елизаветы постоянно проходят богослужения, обустроен Святой колодец. Создается подсобное хозяйство. 9 июля 1999 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, что стало большим событием в жизни обители.