restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

Мастер из Ични

Мастер из Ични

Мастер из Ични


Нередко бывает: великие произведения искусства, прошедшие проверку временем и ставшие мировым достоянием, как бы затмевают имя мастера, их сотворившего. Случается и хуже, когда череда веков напрочь стирает имя автора шедевра. Ивану Петровичу Мартосу, чьи монументальные творения украсили многие города Российской империи, было предопределено судьбою прочно оставаться в памяти грядущих поколений.
Будущий скульптор родился в 1754 году в казачьей семье в небольшом городке Ичня на Черниговщине. Рано проявив яркие художественные способности, в возрасте немногим более десяти лет он поступает в Петербургскую Академию художеств. Юноша упорно работает там в классах живописи, однако уже тогда чувствует свое призвание ваятеля.
В числе лучших пансионеров Академии его направляют на стажировку в Италию. В Риме Мартос постигает величественную простоту классических скульптурных форм. Учеба пришлась как раз на те годы, когда барокко сменял классицизм, и молодой ваятель всей душой воспринял эстетические идеалы утверждавшегося стиля.
По возвращении в Петербург он начинает работать в жанре элегической мемориальной скульптуры. Наиболее удачны надгробия М.Собакиной (1782), Е.Куракиной (1792), Е.Гагариной (1803). Особое место в этом ряду занимает надгробие фельдмаршала графа Петра Румянцева-Задунайского в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Задача осложнялась наличием в храме величественного саркофага князя Константина Острожского: спящий на трех львах рыцарь в обрамлении знамен и воинских символов.
Мартос пошел по другому пути, противопоставив барочной пышности классическую ясность и простоту. Памятник фельдмаршалу он исполнил в виде большого овального медальона-портрета. На челе полководца — лавровый венок, в руке — меч.
Это произведение Ивана Петровича открывало целую серию скульптурных изображений выдающихся военных и государственных деятелей России. Причем Мартос мечтал о большой, масштабной работе, такой, к примеру, как монумент Александру Суворову на Марсовом поле в Петербурге скульптора Осипа Козловского. И случай представился. Приближалось 200-летие избавления Москвы от польских интервентов. Мартос получил правительственный заказ на создание памятника спасителям Отечества — гражданину Минину и князю Пожарскому.
Проектный вариант был высочайше утвержден в ноябре 1808 года, а 1 января 1809 года открылась всенародная подписка по сбору средств. Однако приступить к работе удалось лишь в 1812 году, «в то время, когда подлежала великая работа вновь спасать Отечество, подобно тому как Минин и Пожарский ровно двести лет <…> назад спасли Россию». Мастер разработал скульптурную композицию, где еще не оправившийся от ран князь Пожарский сидит, левой рукой опираясь на щит, а правой принимая полководческий меч от Минина, стоящего рядом. Минин призывным жестом указывает на купол здания Сената, увенчанного тогда статуей Георгия Победоносца.
Памятник отличался строгостью и простотой силуэта, величавой эмоциональностью. Постамент из красного гранита украшен барельефами, изображающими сбор народных пожертвований и героические эпизоды борьбы за освобождение Москвы. На одном из барельефов — сам Мартос с двумя сыновьями, ополченцами уже Отечественной войны 1812 года. С тыльной стороны постамента — бронзовая надпись: «Сочинил и изваял Иоанн Мартос, мастер из Ични».
Открытие памятника Минину и Пожарскому стало событием всероссийского масштаба. По словам современников, «во время сего торжественного обряда стечение жителей было неимоверное: все лавки, крыши Гостиного двора, лавки, устроенные нарочно для дворянства около Кремлевской стены, и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым и необыкновенным зрелищем». И.П.Мартос не мог сдержать своих чувств: главное дело его жизни получило всенародное признание…
Памятник Минину и Пожарскому углубил национально-патриотическое звучание ансамбля Красной площади. Кремль и Покровский собор олицетворяли величие русского государства, а Казанский собор напоминал о победах русского оружия начала XVII века, в честь которых он был возведен и которые перекликались с победным завершением Отечественной войны 1812 года.
Имя Мартоса стало известно всей России. Заказы поступали один за другим. В 1820 — 1830 годы семидесятилетний мастер в числе прочих произведений создает четыре значительных памятника: Александру I в Таганроге, фельдмаршалу Г.А.Потемкину-Таврическому в Херсоне, М.В.Ломоносову в Архангельске и герцогу Ришелье в Одессе. В каждой работе он был верен своему правилу: «Художник без помощи воображения ничего производить не может и не должен…»
В 1834 году Ивана Петровича Мартоса не стало. Похоронили его на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. Со смертью Мартоса наступил закат школы русского классицизма. Так или иначе, работы скульптора не остались лишь образчиками этой школы, а являются и поныне величественными символами русского героизма, патриотизма и державности.