Поиск

Рукодельницы

Рукодельницы

Рукодельницы


«Не учи безделью, а учи рукоделью».
В.И.Даль

О
женском рукоделии говорится уже в Домострое (XVI век): «Добры жены
рукодельны… в прядиве и пяличном деле». В светлицах и в курных
крестьянских избах пряли пряжу, ткали полотна, шили одежду, вышивали.
Значительно позже в Россию пришло вязание.
Иноземцы уже тогда отмечали умение русских женщин прекрасно вышивать шелком и золотом.
При
русской царице вышивальщицами состояли жены и дочери служилых людей во
главе с боярынями. У бояр и торговых людей этим занимались крестьянские
жены и дочери.
Иногда искусство вышивальщиц боярыни могло сослужить
службу и самому боярину. Так, по преданию, случилось с Василием
Волынским, который стал во главе Посольского приказа благодаря высокому
искусству… вышивальщиц своей супруги.
Первыми рукодельными
«школами» были женские монастыри. Там послушниц учили вышиванию,
золототкачеству, шитью жемчугом и бисером. Из рук мастериц выходили
одеяния для священников, диаконов и псаломщиков, напрестольные и
жертвенные пелены и «воздухи», шитые шелком и гладью. Первое в России
упоминание о закупке иголок и наперстков содержится именно в
приходно-расходных монастырских книгах.
В Центральном историческом
архиве Москвы (ЦИАМ) сохранился Устав Московского общежительного
девичьего монастыря (середина XIX века), который строго регламентировал
работу рукодельных мастерских. Она начиналась в 9 часов утра и
продолжалась до 6 часов вечера с перерывами на трапезу и чай.
Послушницам напоминалось, что это не светские девичьи посиделки:
«Занятия рукоделием совершаются в молчании, с умной Молитвой,
допускаются только относящиеся к делу необходимые вопросы и объяснения».
Лишь в воскресенье и в праздничные дни мастерицы отдыхали.
Неудивительно,
что во всем мире, в том числе в России, в первую очередь монастыри дали
высокохудожественные образцы рукодельного творчества.
В XIX веке
началось систематическое рукодельное образование в России. Рукоделие
было введено в общеобразовательные программы всех школ; кроме того,
существовали специальные заведения для подготовки
мастериц-профессионалов в области рукоделия.
В сельских воскресных и
церковноприходских школах девочек учили вязать чулки и шить белье.
Постепенно эти занятия распространились на двух- и трехклассные
городские школы, начальные и сельские городские училища, епархиальные
женские училища и — позже — на училища ведомства императрицы Марии
Федоровны. В начальных классах рукоделию отводилось два часа в неделю,
обычно во второй половине дня. Ученицы старших классов могли заниматься
рукоделием в перерывах между уроками. Они шили форменные платья, белье,
вязали чулки. После уроков кройки по методике Теодор воспитанницы
начинали шить не только форменные, но и светские платья. Окончившие
училища воспитанницы часто сами становились учительницами рукоделия.
Постепенно
рукодельным образованием заинтересовались общественные организации.
Так, Комиссия по женским ремеслам при Политехническом музее в Москве,
образованная в 1896 году, стала инициатором разработки систематических
программ по рукоделию для общеобразовательных школ и училищ. Прежние
опыты в этом деле разработчики считали излишне индивидуализированными.
Ставилась задача создания методики обучения больших групп детей,
специальных учебников, соответствующей материальной базы. Кроме главного
— привить девочкам основные навыки, которые пригодятся в дальнейшей
жизни, имелось в виду получение профессии учительниц рукоделия теми, кто
этого захочет. Однако рукоделие не было самоцелью. Требовалась
«выработка совокупности навыков, привычек, способностей и умений,
которые должны развиваться в девочках посредством обучения рукоделию».
Программа
обучения включала знакомство со стежками и швами на образцах,
предварительный курс шитья, основы вышивания, элементы кройки, вязание
крючком и вышивание крестом. Вышивание гладью, изготовление
искусственных цветов из бумаги и шерсти, вышивание подушек, кройка и
шитье платьев в общеобразовательных школах не изучались. Однако позже
для старших классов в программу были введены кройка белья и платьев,
ознакомление с платьенными швами.
После того как Комиссия по женским
ремеслам перешла в ведение учебного отдела Московского музея прикладных
знаний, решено было собрать работы учащихся различных школ России. Музей
прикладных знаний пополнился образцами рукоделия Московского мещанского
училища, школы княжны Львовой в селе Спасском, коллекциями штопок.
Поступили сюда работы по шитью и вязанию — наволочка с прошивкой,
фартук, французская рубашка (мы уже и не знаем, что это такое), детские
панталоны, детская ночная кофточка… Все это позволило открыть 15 марта
1898 года выставку учебных пособий и рукоделия в здании Соляного
городка. Выставка имела большой успех.
В конце XIX — начале XX века
примеру общеобразовательных школ и епархиальных училищ последовали
частные школы и учебные заведения. В дворянских поместьях М.Д.Путиловой,
П.Д.Тенишевой, выше упомянутой княжны Львовой, а также в селах Полька
Елецкого уезда Орловской губернии, Подлесном Михайловского уезда
Рязанской губернии и других были открыты школы кружевниц, вышивальные и
рукодельные школы. Женское профессиональное училище имени Варвары
Лепешкиной организовало у себя отделение домоводства, где учили кройке,
шитью на руках и на машине простейшего платья и белья, вязанию,
вышиванию меток (крестом и гладью), штопке и починке белья и платья.
Институт московского дворянства для девиц благородного звания имени
императора Александра III имел в своем штате двух учительниц рукоделия
на 225 учениц приготовительного и семи общих классов. Зарплата каждой
составляла 420 рублей в год.
Для тех женщин, которые ранее не
получили рукодельного образования, открывались курсы кройки, шитья и
рукоделия при «Обществе распространения между образованными женщинами
практических знаний, необходимых в домашнем быту» (Устав Общества был
утвержден МВД России 17 декабря 1887 года). Весной 1911 года на
Пасхальной неделе в здании Московской городской Думы Обществом была
организована выставка рукоделий посетительниц курсов.
Все это
пригодилось российским женщинам в годы революционного лихолетья,
гражданской и Великой Отечественной войн. Шили, перешивали,
перекраивали, перелицовывали, штопали, чинили — и умудрялись прилично
одевать себя, своих мужей, братьев, детей…