Поиск

Болшевский исправительно — трудовой приют

Болшевский исправительно — трудовой приют

Болшевский исправительно - трудовой приют


В 70-е годы прошлого века в бурно
растущей первопрестольной оказалось много нищих и бездомных, в том числе
— детей. На папертях церквей, у рестораций и питейных заведений, на
рынках и улицах маленькие попрошайки в лохмотьях пели под шарманку и
жалостно клянчили милостыню. Кого-то посылали на этот промысел родители,
кто-то вообще не знал своих родителей и прозябал среди взрослых бродяг.
Мошенничество и воровство, ранняя проституция царили в этой нищей
обездоленной среде.
Тогда же в России под надзором тюремного
ведомства начали организовываться первые исправительные колонии и приюты
для малолетних. Юристы настаивали на признании за такими заведениями не
столько карательного, сколько воспитательного характера. Нетрадиционный
шаг в этом направлении предприняло Общество поощрения трудолюбия в
Москве, решив открыть исправительный приют для девочек. В подмосковном
Болшеве оказался подходящий дом с участком земли, принадлежавший
Попечительному о бедных комитету. Место живописное, вдали от городских
соблазнов, вокруг — текстильные фабрики, использовавшие в основном
женский труд, поблизости — церковь, больница при богадельне, начальная
школа для крестьянских детей. Видный член Общества поощрения трудолюбия
С.П.Яковлев написал Устав приюта. В Городской думе и Биржевом комитете
выставили кружки для сбора пожертвований, у мировых судей, занимавшихся
делами малолетних, открыли подписные листы с той же целью. Лицам,
известным своей благотворительностью, разослали письма с просьбой помочь
начинанию, обратились также во все благотворительные комитеты, провели
благотворительную лотерею.
Одноэтажный деревянный дом в Болшеве
привели в порядок. Болшевцы помогли кирпичом и выполнением малярных
работ, подарили материю на белье и платья, домашнюю аптеку и семена для
огорода. Избранная первой попечительницей приюта известная
благотворительница С.С.Сабашникова за свой счет выстроила скотный двор и
птичник, пожертвовала деньги на покупку коровы и кур.
Первые шаги
всегда трудны. В необычное начинание не верили, дом, гостеприимно
распахнувший двери, пустовал. В первые месяцы не появилось ни одной
воспитанницы. Так было до тех пор, пока С.С.Сабашникова не созвала общее
собрание Попечительства совместно с представителями московской полиции и
мировых судей. Снеслись с церковными старостами и городовыми, прося
направлять в приют нищенок с папертей и улиц. К марту 1876 года в приюте
было уже 20 девочек. Трех из них матери отдали «в аренду» шарманщику,
тот бил их и связывал на ночь, чтобы не убежали. Через полицию доставили
девочку, которую истязали мать и отчим. Семилетнюю калмычку взяла с
собой в Москву заезжая барыня, а когда «живая кукла» наскучила, ее
выкинули на улицу. Турчанку четырех лет привез с юга фельдфебель одного
из армейских полков. Были здесь осужденные за кражу, две малолетки
обвинялись в убийстве. Часть девочек привели сами родители из-за
невозможности их прокормить… Бедствия огрубили и озлобили детские
души, «образование», полученное в подворотнях, в тюрьмах и на панели,
наложило тяжелый отпечаток. И все же сердца «питомок» поддались добру и
участию.
В приют принимались девочки от 4 до 14 лет. Господствовал
принцип взаимного обучения и опеки старших над младшими. Всем
необходимым воспитанницы обеспечивали себя сами: вязали чулки и шили
платья, стирали и чинили белье и одежду, дежурили по кухне и столовой,
работали на огороде, ухаживали за скотом и птицей. Приют стал их домом.
Отсюда не убегали.
Постепенно начали арендовать землю у болшевских
крестьян и выращивать картофель, приобрели лошадь и экипаж. Молока,
масла, яиц и овощей хватало уже и на продажу дачникам — Болшево
славилось как дачное место.
В распорядке дня разумно чередовались
учеба и труд. Детей обучали письму, чтению и арифметике в объеме
трехклассной начальной школы. Священник вел уроки Закона Божия и занятия
хора, в котором девочки с удовольствием пели. Но в первую очередь
воспитанниц обучали ремеслу, чтобы по выходе из приюта они смогли жить
честным трудом. С владельцами находившейся поблизости шелковой фабрики
Сапожниковыми договорились о доставке в приют шелка на размотку и
оборудовали шелкомотальню. Воспитанницы имели возможность впоследствии
поступить на саму фабрику. Были приглашены учительницы кройки и шитья.
Белье и платья, пошитые в приюте, охотно покупали работницы местных
фабрик, заказы поступали и от дачниц.
По соглашению с Московской
ремесленной управой у девочек стали принимать экзамены по ремеслу,
достойных после выдачи свидетельства «мастериц» приписывали к
ремесленному сословию, что обеспечивало надежный социальный статус.
С
годами крепло материальное положение приюта. Определенные суммы
ежегодно отчислялись Обществом поощрения трудолюбия и Московской
купеческой управой. Постоянными жертвователями были видные
промышленники, владельцы фабрик и усадеб болшевской округи. С.В.Перлов
учредил несколько именных стипендий, его примеру последовали другие.
Случалось, что деньги оставлялись приюту по завещаниям.
Важной
статьей дохода стал сбор ненужных вещей у населения с последующей их
перепродажей. В 1878 году во всех московских газетах появилось
объявление: «В каждом доме, в каждом семействе, в каждом хозяйстве,
самом маленьком, есть множество таких предметов, которые считаются
совершенно бесполезными, лишними… Таковы разные коробки из-под спичек,
конфет, плодов, сардинок, лекарств, пустые бутылки, банки из-под
варенья и горчицы, оберточная бумага, окурки сигар, битая посуда,
пробки, тряпки…» Попечительство взяло на себя транспортное
обеспечение: по городу курсировала специальная фура. Был нанят склад на
Арбате, где сортировали привезенное. Попадались самые неожиданные
предметы и даже живые существа. «Два рояля, дуэльные пистолеты, гитара,
электрическая машина, хромая лошадь, два попугая…» — скрупулезно
заносилось в ведомость поступлений. Годная мебель, одежда, посуда
передавались в приют, остальное очищалось, мылось и продавалось «по
весу» или штучно в базарные дни на Смоленском рынке. В первый же год, с
учетом платы за аренду склада и перевозку, получили чистой прибыли ни
много ни мало 1 миллион рублей.
К 1898 году в приюте состояло уже 93
девочки. По окончании срока их устраивали «к местам» — домашними
портнихами, горничными; некоторые заводили собственное дело; кого-то
забирали родители. При этом каждая воспитанница получала «наградные», на
эти цели выделялась треть всех приютских сумм. В Уставе было записано,
что «в случае несчастья или крайней необходимости» покинувшие приют не
лишаются его покровительства, содействия и помощи, если будут ежегодно
сообщать о себе.
В разные годы попечителями приюта были:
С.С.Сабашникова, А.Н.Стрекалова (основательница Общества поощрения
трудолюбия), В.А.Бабин, а также имевшие в Болшеве дачи М.К.Киричко
(целых двадцать лет) и А.Г.Калиш. Особую память о себе оставил
С.П.Яковлев. По его фамилии приют неофициально стали называть
«Яковлевским». Это был прирожденный педагог, сторонник новых методов
воспитания. На проводившихся периодически съездах представителей русских
исправительных приютов он выступал с докладами, вызывавшими оживленные
дебаты. Опыт болшевцев привлекал внимание и в России, и за рубежом.
Приют принимал участие в международных тюремных конгрессах, демонстрируя
там свои печатные отчеты, фотографии, а также платья, кофты, фартуки и
другие вещи, сшитые воспитанницами. Сто делегатов IV Международного
тюремного конгресса, проходившего в Санкт-Петербурге и Москве в 1890
году, приехали в Болшево и посетили приют. Сотрудники исправительных
учреждений из Германии, Франции, Испании, Италии, Португалии, США,
Аргентины, Австро-Венгрии, Дании и Сербии высоко оценили увиденное. В
1893 году работы воспитанниц Болшевского приюта были отправлены на
Всемирную выставку в Чикаго. Оживленно шел обмен опытом с российскими
приютами — нижегородским, киевским, одесским, харьковским, саратовским,
костромским, ярославским, санкт-петербургским: география «благого дела»
расширялась…
После Октябрьской революции приют закрыли. Однако
через несколько лет здесь же, близ Болшева, уже Советской властью был
поставлен другой уникальный воспитательно-педагогический и социальный
эксперимент. На весь мир стала известна Болшевская трудовая коммуна по
перевоспитанию малолетних преступников. Совпадение? Скорее —
преемственность, ознаменовавшая тот факт, что и в эпоху трагических
изломов ХХ века Россия оставалась Россией…