Поиск

К истории церкви Иоанна Воина

К истории церкви Иоанна Воина

К истории церкви Иоанна Воина


Самые
ранние упоминания об этой церкви относятся к 1625 году. Поскольку она
располагалась неподалеку от берега Москвы-реки, ее называли: «что у
Крымского двора на берегу». Нередко разливы подтапливали основание. В
1709 году, по словам очевидца, «вода была великая на Москве, под
каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с
хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие и у
Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило»1. Тогда и
перенесли церковь на более высокое место.
Однако народная молва
связала с упомянутым событием следующую легенду. Петр I, проезжая по
Якиманке, увидел, что церковь стоит в воде и к ней подъезжают люди на
лодках. Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это
наш патрон. Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на
возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план». Через два
месяца он сам приехал с планом и, увидев, что начали уже завозить
материал для строительства, похвалил священника. А в книге для вписания
вкладов якобы написал: «Вклад даю триста рублей. Петр»2.
Рассказывали
также, что к освящению храма в 1717 году царь прислал золотые сосуды,
картину и пудовую гирю на массивной цепи. Ее подвесили при входе для
напоминания людям о соблюдении порядка во время службы. На картине,
имевшей более двух аршин в длину и ширину (около 142 см), вверху имелась
надпись: «Аптека, врачующая грехи».
Есть все основания считать, что
это одна из московских легенд. Дворовое место для постройки новой церкви
было куплено еще в 1702 году из стрелецких оброчных земель3. Это
подтверждает дошедшее до нас свидетельство того же года: «Ноября 23 дня.
Новомещанской слободы Андрей Дементьев дал запись церкви Иоанна
Войнственника, что у Крымского двора, священнику Алексею Федорову, да
старосте церковному Козме Иванову в том, что подрядился сделать к мощам
Иоанна Войнственника ковчег чеканный серебряный, который он наперед сего
делал и, не доделав, покинул, и сделать тот ковчег чеканный самым
добрым мастерством по образцу, каков ему дан на месте; а рядил от 1
фунта серебра и от меди по 2 рубля 25 алтын; взял наперед 21 рубль 50
копеек, да на ковчег 0,5 пуда меди; а вместо поруки заложил двор в
Огородной слободе в приходе церкви Иоанна Предтечи»4. Несомненно, мощи
святого готовили к перевозу в новую церковь.
В 1712 году для
церковного кладбища были отведены пустырь и несколько дворов также из
стрелецких оброчных земель. Московский губернатор, князь Михаил
Григорьевич Ромодановский, уплату оброчных денег с этих земель отменил, а
велел хозяевам платить только «мостовые деньги» — на приведение в
порядок дорог у их владений. Через некоторое время новый губернатор,
боярин Алексей Петрович Салтыков, предписал собирать и оброчные деньги.
Так за церковью Иоанна Воина образовалась недоимка (с 1714 по 1720 год):
89 рублей 22 алтына 2 деньги оброчных денег и 24 рубля мостовых.
Священник
Алексей Федоров подал прошение вице-губернатору Воейкову о сложении
долга. Оно попало в Камер-Коллегию, постановившую собирать оброчные
деньги только с дворов священника и церковнослужителей.
Сохранился
документ 1721 года, согласно которому священник Алексей Федоров купил за
5 рублей у вдовы сторожа Мундирной канцелярии Агафьи Потаповны
Чертихиной ее строения (вероятно, дом и хозяйственные постройки),
расположенные около церкви на Большой Калужской (так называлась в те
годы Якиманка). Землю же, на которой все это находилось, она «уступила к
церкви Иоанна Войнственника для строения на ней богадельни»5. Таким
образом, подлинным основателем новой церкви Иоанна Воина следует
признать священника Алексея Федорова, а не Петра I.

1. Желябужский И.А. Записки // Записки русских людей. СПб., 1841. С.111.
2. Горчаков Н. Церковь св. Иоанна Войнственника в Москве // Московские губернские ведомости. 1841, ? 10. С.100.
3. ЦИА Москвы. Ф.2134, оп.1, ? 36, л.75.
4. Москва. Актовые книги XVIII столетия. М., 1892. Т.1. С.181-182 (? 1835).
5. Москва. Актовые книги XVIII столетия. М., 1895. Т.3. С.114 (? 523).