Поиск
  • 21.06.2017
  • Альбом
  • Автор Галина Владимировна Аксенова

«…жил только своим, народным, русским»

«…жил только своим,  народным, русским»

«...жил только своим, народным, русским»


А. П. Рябушкин жил и творил в эпоху, когда русское изобразительное искусство поставило перед собой задачу — возрождать великие эстетические ценности прошлого, утверждать «своими специфическими средствами положительное: красоту иной далекой жизни, жизни, противостоящей суетности, стяжательству, пошлости современности»1. «Самобытный без всякой претенциозности и национальный без грубого и неприятного шовинизма»2, друзьям и потомкам Андрей Петрович «успел оставить мир, который нашел в своей душе среди воспоминаний о русском прошлом»3. Старина стала для художника «живым свидетельством исконной художественной одаренности народа, связывающей современность с историей»4.

Часовня над истоком Волги и деревня Волговерховье.  Иллюстрация к статье И. Ф. Тюменева «В верховьях Волги»  (Исторический вестник. 1894. Т. IV–VII)
А. П. Рябушкин родился в селе Станичная Слобода Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в семье государственных крестьян. Дядька его был «известным в свое время тамбовским разбойником, казненным не то в Рыльске, не то в Моршанске»5. Трагически погиб, «где‑то убитый», младший брат. Отец и старший брат Рябушкина занимались иконописью, и сам он с детства начал рисовать. Помимо способностей к художествам, Анд­рей также обладал большой музыкальностью и красивым голосом: ребенком пел «превосходным дискантом» в церковном хоре. В годы учебы в Академии художеств он иллюстрировал музыкальные произведения, сам играл на балалайке. Под влиянием музыки зарождались художественные образы былинных богатырей. Художник М. В. Нес­теров характеризовал А. П. Рябушкина как «чуткого музыканта» с «небольшим приятным голосом», как человека, который «тонко понимал дух народной песни» и был «не чужд композиторст­ву». Рябушкин не умел и не мог работать без музыки. Она помогала ему «уходить от действительности, давала полет исторической фантазии»6.

Московская улица XVII века в праздничный день.  Холст, масло. 1895 год

Отец будущего художника умер рано, и неизвестно, как сложилась бы его жизнь, не случись счастливого стечения обстоятельств. Летом в доме Рябушкиных останавливался бывавший наездами в Борисоглебском студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества, земляк и друг семьи Андрей Харлампиевич Преображенский. Рисунки талантливого крестьянского мальчика поразили его. Он стал давать ему уроки, а затем помог уехать в Москву на учебу. В августе 1875 года А. П. Рябушкин получил увольнительное свидетельство от волостного управления и отбыл в Первопрестольную.
«Щупленькому, бледному» Рябушкину было 14 лет, когда он поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали художники‑передвиж­ники И. М. Прянишников и В. Г. Перов. Василий Григорьевич Перов оказал сильное влияние на формирование сознания молодого Рябушкина. И немудрено, ведь, по словам М. В. Нестерова, «в Московской школе живописи <…> все жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мысли, слов, деяний». Перов любил Рябушкина, «самого младшего в натурном классе, <…> и иначе не звал, как «Андрей Петрович». Между учителем и учеником установилась тонкая духовная связь, которая не прерывалась никогда, даже после смерти В. Г. Перова, сохранившись «в интересе Рябушкина к темам из жизни «маленьких людей», изображению быта, в жанровой повест­вовательности».

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию