restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск
  • 21.06.2017
  • Альбом
  • Автор Галина Владимировна Аксенова

«…жил только своим, народным, русским»

«…жил только своим,  народным, русским»

«...жил только своим, народным, русским»


А. П. Рябушкин жил и творил в эпоху, когда русское изобразительное искусство поставило перед собой задачу — возрождать великие эстетические ценности прошлого, утверждать «своими специфическими средствами положительное: красоту иной далекой жизни, жизни, противостоящей суетности, стяжательству, пошлости современности»1. «Самобытный без всякой претенциозности и национальный без грубого и неприятного шовинизма»2, друзьям и потомкам Андрей Петрович «успел оставить мир, который нашел в своей душе среди воспоминаний о русском прошлом»3. Старина стала для художника «живым свидетельством исконной художественной одаренности народа, связывающей современность с историей»4.

Часовня над истоком Волги и деревня Волговерховье.  Иллюстрация к статье И. Ф. Тюменева «В верховьях Волги»  (Исторический вестник. 1894. Т. IV–VII)
А. П. Рябушкин родился в селе Станичная Слобода Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в семье государственных крестьян. Дядька его был «известным в свое время тамбовским разбойником, казненным не то в Рыльске, не то в Моршанске»5. Трагически погиб, «где‑то убитый», младший брат. Отец и старший брат Рябушкина занимались иконописью, и сам он с детства начал рисовать. Помимо способностей к художествам, Анд­рей также обладал большой музыкальностью и красивым голосом: ребенком пел «превосходным дискантом» в церковном хоре. В годы учебы в Академии художеств он иллюстрировал музыкальные произведения, сам играл на балалайке. Под влиянием музыки зарождались художественные образы былинных богатырей. Художник М. В. Нес­теров характеризовал А. П. Рябушкина как «чуткого музыканта» с «небольшим приятным голосом», как человека, который «тонко понимал дух народной песни» и был «не чужд композиторст­ву». Рябушкин не умел и не мог работать без музыки. Она помогала ему «уходить от действительности, давала полет исторической фантазии»6.

Московская улица XVII века в праздничный день.  Холст, масло. 1895 год

Отец будущего художника умер рано, и неизвестно, как сложилась бы его жизнь, не случись счастливого стечения обстоятельств. Летом в доме Рябушкиных останавливался бывавший наездами в Борисоглебском студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества, земляк и друг семьи Андрей Харлампиевич Преображенский. Рисунки талантливого крестьянского мальчика поразили его. Он стал давать ему уроки, а затем помог уехать в Москву на учебу. В августе 1875 года А. П. Рябушкин получил увольнительное свидетельство от волостного управления и отбыл в Первопрестольную.
«Щупленькому, бледному» Рябушкину было 14 лет, когда он поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали художники‑передвиж­ники И. М. Прянишников и В. Г. Перов. Василий Григорьевич Перов оказал сильное влияние на формирование сознания молодого Рябушкина. И немудрено, ведь, по словам М. В. Нестерова, «в Московской школе живописи <…> все жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мысли, слов, деяний». Перов любил Рябушкина, «самого младшего в натурном классе, <…> и иначе не звал, как «Андрей Петрович». Между учителем и учеником установилась тонкая духовная связь, которая не прерывалась никогда, даже после смерти В. Г. Перова, сохранившись «в интересе Рябушкина к темам из жизни «маленьких людей», изображению быта, в жанровой повест­вовательности».

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию