Поиск

Русская система

Русская система

Русская система


 Иван Григорьевич Бубнов.  Фотография 1907–1909 годовИван Григорьевич Буб­нов родился в Нижнем Новгороде в купеческой семье. В 1887 году он поступил в Морское техническое училище в Кронштадте на корабле­строительное отделение. Окончил учи­лище с занесением его имени на мраморную доску (1891). Работал в Управлении Петербургского морского порта по проектированию судов.
В 1894 году И. Г. Бубнов поступил в Николаевскую Морскую академию. За время учебы он создал первый отечест­венный прибор для измерения деформаций, на крейсере «Россия» исследовал динамику спуска корабля на воду, а также выполнил конкурсный проект океанского быстроходного крейсера, удостоенный первой премии (1895).
В 1896 году Бубнов окончил академию — опять же с занесением его имени на мраморную доску — и по предложению преподававшего здесь видного ученого, основоположника современной теории корабля Алексея Николаевича Крылова (1863-1945) был оставлен в академии штатным преподавателем. Одновременно он слушал лекции по математике, аналитической механике и теории вероятнос­тей в Петербургском университете.
В 1900 году И. Г. Бубнову поручили проектирование крейсера-яхты «Ал­маз», дав в помощь опыт­ного инженера Н. Е. Кутейникова. В 1903-м «Алмаз» успешно прошел испытания, а в 1904 году корабль во­оружили и в связи с начав­шейся Русско-япон­ской войной отправили со 2-й Тихо­океанской эскад­рой на театр военных действий. «Алмаз» принял участие в Цусимском сражении и единственный из крейсеров смог прорваться во Влади­восток.

В 1908 году И. Г. Бубнова назначили старшим помощником заведующего Опытовым бассейном в Петербурге. Заведующим в том же году стал А. Н. Крылов. С этих пор учителя и ученика связывает многолетняя совместная работа и творческая дружба. В Опытовом бассейне ученые занимались моделированием и экспериментальным исследованием мореходных качеств судов. Но главное, что интересовало И. Г. Бубнова, — статическая и динамическая прочность корабельных корпусов. Ведь именно она является первым условием непотопляемости.
История мирового кораблестроения полна случаев гибели судов из-за просчетов конструкторов и инженеров. Главные специалисты в области мореходства и судостроения — англичане проводили многочисленные исследовательские и экспериментальные работы, но корабли продолжали регулярно тонуть. В начале XX столетия потерпели крушение английские эсминцы «Престон» и «Брюс», корпуса которых, казалось бы, рассчитывались по всем правилам корабельной науки. И. Г. Бубнов, с 1903 года начавший преподавать в Петербургском политехническом институте, заинтересовался причиной этих аварий. В 1904-м он защитил диссертацию на соискание ученой степени адъюнкта прикладной механики на тему «Напряжения в обшивке судов от давления воды».
Что, собственно, представляет собой корпус корабля? Упрощенно — это балка на опорах. Корабль может быть поднят двумя мощными волнами за нос и корму, и тогда середина его прогнется вниз. Но бывает и так, что волна окажется под центральной частью корпуса, и тогда корабль выгнется вверх. В любом случае его корпус будет подвержен изгибу, а изгиб всегда предполагает растяжение выпук­лой и сжатие вогнутой части. Сжатые же детали конструкции необходимо рассчитывать не только на прочность, но и на устойчивость. Аварии «Престона» и «Брюса» произошли как раз вследствие потери устойчивости (внезапного возникновения катастрофических деформаций) сжатых продольных ребер жесткости.

Подводная лодка «Дельфин»

Крейсер  «Алмаз»

 

Когда советские инженеры приступили к созданию новых военных кораблей, они в первую очередь обратились к чертежам и расчетам судов типа «Севастополь» и «Измаил», так как основные принципы проектирования, заложенные нашим соотечественником, оставались на тот момент наиболее актуальными не только в нашей стране, но и за рубежом. И. Г. Бубнова можно также с полным правом назвать основоположником подводного корабле­строения в России.

 

 

Для получения полной статьи обращайтесь в редакцию