Поиск

Кучино в истории кирпичного дела в России

Кучино в истории кирпичного дела в России

Кучино в истории кирпичного дела в России


Сегодня
мы восхищаемся и удивляемся тому, насколько крепки и прочны были храмы,
дома и дворцы в России в прошлые века. Велико было мастерство русских
архитекторов и строителей, но и мастера-кирпичники заслуживают должного
уважения. К качеству кирпича предъявлялись огромные требования. Он
должен был быть крепок, плотен, мелкослоен и при изломе стекловиден, что
означало хорошую промесь глины и удачный обжиг. Положенный в воду, он
не должен был размокать и увеличиваться в весе.
Рабочие, которые рыли
глину и подвозили ее на тачках к шатрам, назывались «копачами».
«Порядовщики» готовили глину и работали с сырцом. «Сушники» смотрели за
просушкой кирпича под шатрами, правили его альками и дощечками и
наблюдали за приостановкой и откидкой. Самым ценным кирпичом считался
подпятный кирпич — он приминался в деревянных станках пятками рабочих и
был прочнее выработанных другим способом, так как масса глины делалась
круче и уминалась в формы плотнее. Столовый кирпич вырабатывался на
столе, глина набивалась в форму рукою. Машинный кирпич делался в
металлических формах и был менее прочен по сравнению с другими.
Мастера-«обжигалы»
укладывали сырец в печь. В продолжение четырех, пяти и даже десяти
суток поддерживался слабый огонь. Этот период обжига назывался «на
парах», то есть в это время выгонялся пар из сырца. После чего на
двое-трое суток разводился сильный, ровный огонь, который поднимался до
самого верха печи. Кирпич при этом раскалялся докрасна, как железо в
кузнице. Эта операция называлась «взваром». Потом печи давали остывать в
течение пяти суток и начинали выгрузку кирпича. После обжига кирпич
выходил нескольких сортов: железняк, полужелезняк, красный, алый,
полуалый и печной. Особо ценился красный и алый кирпич.
Готовый
кирпич доставлялся к месту поставки, откуда возчики на лошадях вывозили
его потребителю. Было принято на заводах накладывать 1000 кирпичей на
шесть лошадиных повозок.
Одним из крупнейших поставщиков кирпича в Москву был завод в Кучине на реке Пехорке (ныне в черте города Железнодорожного).
Правобережье
реки издавна славилось богатыми залежами глины, которая использовалась
местными жителями на хозяйственные нужды. Они выбирали подходящее место,
снимали верхний слой почвы и брали необходимое количество глины. На
поверхности постепенно увеличивалось количество земляных кучек, отчего
местность и стала называться Кучинской пустошью. В писцовых книгах это
название упоминается впервые в 1573-1574 годах.
Владельцем пустоши
был князь Лев Андреевич Салтыков. Позже царь Иван Грозный жалует пустошь
князю Василию Ивановичу Старому1. В 1646 году это уже деревня, входящая
в село Соколово — вотчину боярина В.И.Стрешнева, и было в ней тогда 17
крестьянских дворов2.
Первые крупные разработки глины следует отнести
к периоду крупного строительства кирпичных зданий в селе Троицком
неподалеку от Кучина во второй половине XVIII столетия, когда владельцем
села стал фельдмаршал Петр Александрович Румянцев. В течение более чем
десяти лет изготовляется кирпич для возведения дворца, служебных
строений, церкви, хозяйственных построек.
Но период строительства в
Троицком прошел, добыча глины сократилась. Положение изменилось после
войны с французами. В это время начинается интенсивная разработка
залежей кучинской глины и строительство кирпичных заводов.
Одними из
первых организовали изготовление красного кирпича братья Даниловы3. В
это же время (1829 год) приезжий крестьянин Клим Данилович Клеонников
основывает в Кучине небольшой кирпичный завод. Работали на нем поначалу
десять опытных мастеров-кирпичников. В их расположении была одна
напольная печь, рассчитанная на изготовление 23 тысяч штук кирпича, три
сарая и шатер. За год они изготовили 500 тысяч штук кирпича.
Позже
основывает кирпичное производство в Кучине купец Терентий Афанасьев, уже
имевший здесь ткацкую фабрику4. Есть также сведения о заводе, который
принадлежал Лябатовичу и Теряеву5.
К середине XIX века первый завод
перешел во владения Николая Гавриловича Рюмина, москвича,
действительного статского советника, хозяина великолепной усадьбы близ
Кучина в сосновом лесу, с широкими дорогами, цветниками, оранжереями,
построенной по проекту французского архитектора Тибо. В Москве
сохранился дом, в котором жили Рюмины (ныне улица Волхонка, дом 9).
Управляющим на его заводе был Яков Алексеевич Калашников, который
несколько лет трудился над изучением кирпичного производства и впервые
ввел в употребление для обжига кирпича торф вместо дров, что оказалось
более выгодно.
Во второй половине XIX века кучинские предприятия
переходят к более крупным промышленникам. Московский купец Д.О.Милованов
приобретает здесь кустарное кирпичное производство и начинает
строительство современного завода. В 1875 году, оснащенный новым
оборудованием, завод дал первую продукцию6. Понимая выгодность связи с
железной дорогой, Милованов заключает с железнодорожниками договор о
поставке им кирпича, дорога же предоставляла платформы для перевозки
кирпича в Москву. Но доставка продукции к станции продолжалась на
лошадях, телеги вязли по ступицы в грязи. Только в 1884 году была
проложена подъездная железная дорога в три версты от завода до станции
Обираловка (ныне станция Железнодорожная). Гужевая перевозка кирпича
прекратилась7.
После смерти в 1890 году Д.О.Милованова завод стал принадлежать его жене Пелагее Ивановне Миловановой8.
Рядом с миловановским вскоре появился кирпичный завод купца Куприянова, затем — небольшой завод купца Голядкина9.
Все
кучинские предприятия работали главным образом на Москву, где многие
здания, в частности Исторического музея, были построены из красного
кучинского кирпича. Кирпич шел также на строительные нужды соседних
селений — Саввина, Реутова и Балашихи. И сегодня можно с достаточной
точностью определить, где, когда и из какого кирпича было построено то
или иное сооружение, так как кирпичи маркировались и можно прочесть на
них: «П.И.Милованова», «Куприянов» или «КРАР и ФЛ» («Красная Армия и
Флот»).
Последнее наименование объясняется тем, что после революции, в
20-е годы, все кучинские заводы были объединены в один — имени Красной
Армии и Флота (КРАФ)10.
После Великой Отечественной войны возросла
потребность в кирпиче, и производство его на Кучинском заводе достигло
100 миллионов штук в год. Высотное здание в Москве на Смоленской площади
почти полностью построено из кучинского кирпича. Поставляли кучинцы
свой кирпич и на строительство нового здания МГУ. В 1945-1950 годах
проводилась реставрация кремлевской стены и башен Кремля. Специальный
заказ для реставрационных работ выполнили кучинские кирпичники.
Изготовляли они кирпич для реставрации храма Василия Блаженного,
Высоко-Петровского монастыря, Троице-Сергиевской лавры в Сергиевом
Посаде.
В 1946 году создается научно-исследовательский институт
строительной керамики с опытным заводом. Через два года начинается
строительство завода керамических блоков на территории бывшего стадиона.
В 1950 году уже начали выпускать фасадную керамику, которая пошла для
строительства сельскохозяйственного комплекса ВДНХ. Светлая керамика
применялась для облицовки зданий и сооружений стадиона в Лужниках,
Дворца съездов, универмага «Детский мир», гостиницы «Украина»,
кинотеатра «Россия», Дворца пионеров на Миусской площади, высотного
здания на Лермонтовской площади и так далее.
В 1956 году началось
освоение облицовочной глазурованной плитки для отделки санитарных узлов,
умывальных комнат, ванн. В 1957-м стали выпускать термоизоляционный
материал — пеностекло. Оно нашло широкое применение при сооружении
Кремлевского Дворца, здания СЭВ, телецентра в Останкино, гостиницы
«Россия» (эркерные панели и т.д.).
С февраля 1964 года Кучинский
кирпичный завод имени КРАФ объединился с заводом керамических блоков.
Новое предприятие стало называться Кучинским комбинатом керамических и
облицовочных материалов.

_______________________________________________________________
1. Писцовые книги Московского государства XVI в. Отд.1. СПб., 1872. С.7.
2. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий. Вып.6. Вохонская десятина. М., 1888. С.97.
3. Нистрем К.М. Указатель селений и жителей уездов Московской губернии. М., 1852. С.48.
4. Справочная книга о лицах. М., 1869. С.146.
5. Там же. С.615.
6. Нистрем К.М. Адрес — календарь. М., 1857. С.99, 192.
7.
Ныне дороги нет, ее разобрали после 1945 года, местами сохранилась
насыпь и железнодорожный мост через речку Пехорку. Прозвали его «чертов
мост» из-за случаев увечий и гибели местных жителей.
8. Фабрично-заводские предприятия Российской империи. Ч.1,2. Петроград, 1914. С.486-507.
9. Справочная книга о лицах. М., 1869 (по алфавиту).
10Фабрики и заводы Московской области. Ч.2. М., 1931. С.140-141.