restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

Кучино в истории кирпичного дела в России

Кучино в истории кирпичного дела в России

Кучино в истории кирпичного дела в России


Сегодня
мы восхищаемся и удивляемся тому, насколько крепки и прочны были храмы,
дома и дворцы в России в прошлые века. Велико было мастерство русских
архитекторов и строителей, но и мастера-кирпичники заслуживают должного
уважения. К качеству кирпича предъявлялись огромные требования. Он
должен был быть крепок, плотен, мелкослоен и при изломе стекловиден, что
означало хорошую промесь глины и удачный обжиг. Положенный в воду, он
не должен был размокать и увеличиваться в весе.
Рабочие, которые рыли
глину и подвозили ее на тачках к шатрам, назывались «копачами».
«Порядовщики» готовили глину и работали с сырцом. «Сушники» смотрели за
просушкой кирпича под шатрами, правили его альками и дощечками и
наблюдали за приостановкой и откидкой. Самым ценным кирпичом считался
подпятный кирпич — он приминался в деревянных станках пятками рабочих и
был прочнее выработанных другим способом, так как масса глины делалась
круче и уминалась в формы плотнее. Столовый кирпич вырабатывался на
столе, глина набивалась в форму рукою. Машинный кирпич делался в
металлических формах и был менее прочен по сравнению с другими.
Мастера-«обжигалы»
укладывали сырец в печь. В продолжение четырех, пяти и даже десяти
суток поддерживался слабый огонь. Этот период обжига назывался «на
парах», то есть в это время выгонялся пар из сырца. После чего на
двое-трое суток разводился сильный, ровный огонь, который поднимался до
самого верха печи. Кирпич при этом раскалялся докрасна, как железо в
кузнице. Эта операция называлась «взваром». Потом печи давали остывать в
течение пяти суток и начинали выгрузку кирпича. После обжига кирпич
выходил нескольких сортов: железняк, полужелезняк, красный, алый,
полуалый и печной. Особо ценился красный и алый кирпич.
Готовый
кирпич доставлялся к месту поставки, откуда возчики на лошадях вывозили
его потребителю. Было принято на заводах накладывать 1000 кирпичей на
шесть лошадиных повозок.
Одним из крупнейших поставщиков кирпича в Москву был завод в Кучине на реке Пехорке (ныне в черте города Железнодорожного).
Правобережье
реки издавна славилось богатыми залежами глины, которая использовалась
местными жителями на хозяйственные нужды. Они выбирали подходящее место,
снимали верхний слой почвы и брали необходимое количество глины. На
поверхности постепенно увеличивалось количество земляных кучек, отчего
местность и стала называться Кучинской пустошью. В писцовых книгах это
название упоминается впервые в 1573-1574 годах.
Владельцем пустоши
был князь Лев Андреевич Салтыков. Позже царь Иван Грозный жалует пустошь
князю Василию Ивановичу Старому1. В 1646 году это уже деревня, входящая
в село Соколово — вотчину боярина В.И.Стрешнева, и было в ней тогда 17
крестьянских дворов2.
Первые крупные разработки глины следует отнести
к периоду крупного строительства кирпичных зданий в селе Троицком
неподалеку от Кучина во второй половине XVIII столетия, когда владельцем
села стал фельдмаршал Петр Александрович Румянцев. В течение более чем
десяти лет изготовляется кирпич для возведения дворца, служебных
строений, церкви, хозяйственных построек.
Но период строительства в
Троицком прошел, добыча глины сократилась. Положение изменилось после
войны с французами. В это время начинается интенсивная разработка
залежей кучинской глины и строительство кирпичных заводов.
Одними из
первых организовали изготовление красного кирпича братья Даниловы3. В
это же время (1829 год) приезжий крестьянин Клим Данилович Клеонников
основывает в Кучине небольшой кирпичный завод. Работали на нем поначалу
десять опытных мастеров-кирпичников. В их расположении была одна
напольная печь, рассчитанная на изготовление 23 тысяч штук кирпича, три
сарая и шатер. За год они изготовили 500 тысяч штук кирпича.
Позже
основывает кирпичное производство в Кучине купец Терентий Афанасьев, уже
имевший здесь ткацкую фабрику4. Есть также сведения о заводе, который
принадлежал Лябатовичу и Теряеву5.
К середине XIX века первый завод
перешел во владения Николая Гавриловича Рюмина, москвича,
действительного статского советника, хозяина великолепной усадьбы близ
Кучина в сосновом лесу, с широкими дорогами, цветниками, оранжереями,
построенной по проекту французского архитектора Тибо. В Москве
сохранился дом, в котором жили Рюмины (ныне улица Волхонка, дом 9).
Управляющим на его заводе был Яков Алексеевич Калашников, который
несколько лет трудился над изучением кирпичного производства и впервые
ввел в употребление для обжига кирпича торф вместо дров, что оказалось
более выгодно.
Во второй половине XIX века кучинские предприятия
переходят к более крупным промышленникам. Московский купец Д.О.Милованов
приобретает здесь кустарное кирпичное производство и начинает
строительство современного завода. В 1875 году, оснащенный новым
оборудованием, завод дал первую продукцию6. Понимая выгодность связи с
железной дорогой, Милованов заключает с железнодорожниками договор о
поставке им кирпича, дорога же предоставляла платформы для перевозки
кирпича в Москву. Но доставка продукции к станции продолжалась на
лошадях, телеги вязли по ступицы в грязи. Только в 1884 году была
проложена подъездная железная дорога в три версты от завода до станции
Обираловка (ныне станция Железнодорожная). Гужевая перевозка кирпича
прекратилась7.
После смерти в 1890 году Д.О.Милованова завод стал принадлежать его жене Пелагее Ивановне Миловановой8.
Рядом с миловановским вскоре появился кирпичный завод купца Куприянова, затем — небольшой завод купца Голядкина9.
Все
кучинские предприятия работали главным образом на Москву, где многие
здания, в частности Исторического музея, были построены из красного
кучинского кирпича. Кирпич шел также на строительные нужды соседних
селений — Саввина, Реутова и Балашихи. И сегодня можно с достаточной
точностью определить, где, когда и из какого кирпича было построено то
или иное сооружение, так как кирпичи маркировались и можно прочесть на
них: «П.И.Милованова», «Куприянов» или «КРАР и ФЛ» («Красная Армия и
Флот»).
Последнее наименование объясняется тем, что после революции, в
20-е годы, все кучинские заводы были объединены в один — имени Красной
Армии и Флота (КРАФ)10.
После Великой Отечественной войны возросла
потребность в кирпиче, и производство его на Кучинском заводе достигло
100 миллионов штук в год. Высотное здание в Москве на Смоленской площади
почти полностью построено из кучинского кирпича. Поставляли кучинцы
свой кирпич и на строительство нового здания МГУ. В 1945-1950 годах
проводилась реставрация кремлевской стены и башен Кремля. Специальный
заказ для реставрационных работ выполнили кучинские кирпичники.
Изготовляли они кирпич для реставрации храма Василия Блаженного,
Высоко-Петровского монастыря, Троице-Сергиевской лавры в Сергиевом
Посаде.
В 1946 году создается научно-исследовательский институт
строительной керамики с опытным заводом. Через два года начинается
строительство завода керамических блоков на территории бывшего стадиона.
В 1950 году уже начали выпускать фасадную керамику, которая пошла для
строительства сельскохозяйственного комплекса ВДНХ. Светлая керамика
применялась для облицовки зданий и сооружений стадиона в Лужниках,
Дворца съездов, универмага «Детский мир», гостиницы «Украина»,
кинотеатра «Россия», Дворца пионеров на Миусской площади, высотного
здания на Лермонтовской площади и так далее.
В 1956 году началось
освоение облицовочной глазурованной плитки для отделки санитарных узлов,
умывальных комнат, ванн. В 1957-м стали выпускать термоизоляционный
материал — пеностекло. Оно нашло широкое применение при сооружении
Кремлевского Дворца, здания СЭВ, телецентра в Останкино, гостиницы
«Россия» (эркерные панели и т.д.).
С февраля 1964 года Кучинский
кирпичный завод имени КРАФ объединился с заводом керамических блоков.
Новое предприятие стало называться Кучинским комбинатом керамических и
облицовочных материалов.

_______________________________________________________________
1. Писцовые книги Московского государства XVI в. Отд.1. СПб., 1872. С.7.
2. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий. Вып.6. Вохонская десятина. М., 1888. С.97.
3. Нистрем К.М. Указатель селений и жителей уездов Московской губернии. М., 1852. С.48.
4. Справочная книга о лицах. М., 1869. С.146.
5. Там же. С.615.
6. Нистрем К.М. Адрес — календарь. М., 1857. С.99, 192.
7.
Ныне дороги нет, ее разобрали после 1945 года, местами сохранилась
насыпь и железнодорожный мост через речку Пехорку. Прозвали его «чертов
мост» из-за случаев увечий и гибели местных жителей.
8. Фабрично-заводские предприятия Российской империи. Ч.1,2. Петроград, 1914. С.486-507.
9. Справочная книга о лицах. М., 1869 (по алфавиту).
10Фабрики и заводы Московской области. Ч.2. М., 1931. С.140-141.