Поиск

История зеленой фуражки

История зеленой фуражки

История зеленой фуражки


В
1893 году был учрежден Отдельный корпус пограничной стражи и министр
финансов был назначен его шефом. В 1901 году для его гражданского
генеральского мундира была введена папаха со светло-зеленым верхом и
крестообразно нашитым золотистым галуном. Светло-зеленым верх папахи
стал и у офицеров, и у рядовых пограничной стражи. Тогда же, в 1902
году, тулья (верх) фуражки офицеров и рядовых корпуса тоже стала
светло-зеленой.
Следовательно, 1902 год можно считать годом рождения цветов современной пограничной фуражки.
Единая
форма одежды советской погранохраны появилась в 1923 году. В 1924 году
была определена расцветка фуражек. Цвет околыша для внутренней и
пограничной охраны был выбран темно-синий, а для тульи фуражек бойцов
внутренней охраны — краповый (темно-красный); для пограничной —
светло-зеленый с малиновым кантом. Обмундирование погранохраны
отличалось от армейского также цветом петлиц и светло-зеленой
окантовкой.
Эту форму пограничники носили до 1938 года, когда ее
сменили общевойсковая форма одежды и знаки различия — при сохранении
традиционного зеленого цвета в петлицах и окантовке.
Знаменательный
1943 год вернул многие атрибуты дореволюционной русской армии: слово
«офицеры», приветствие «здравия желаю (желаем)» и пр. И, конечно,
погоны. Пограничники имели на них зеленые просветы и окантовку, а у
генералов даже были до июня 1945 года зеленые лампасы.
После Парада
Победы И.В.Сталин заметил наркому внутренних дел: «Лаврентий, Верховным
Советом СССР введена единая форма для всех генералов. А что, разве
предусмотрены генералы НКВД?» Пришлось после этой реплики Сталина
генералам погранвойск отпарывать лампасы и канты.
В первые годы после
смерти Сталина была введена общеармейская форма одежды «мирного
времени». Но пограничные фуражки устояли и на этот раз.
В 1957 году —
очередная «реформа» формы. Она стала европейского, англизированного
типа. Темно-синие брюки были заменены брюками защитного цвета. Для
повседневного ношения появились рубашки с галстуками и открытые френчи с
карманами, повседневные погоны в виде хлястиков защитного цвета.
Но
известный октябрьский пленум ЦК КПСС 1957 года осудил деятельность
министра обороны маршала Жукова. В связи с этим приказ о новой форме
одежды был «положен под сукно» и нарочито забыт, хотя никакими
документами его не отменяли.
Приказ ? 70 министра обороны маршала
Малиновского о новой форме одежды от 28 марта 1958 года в очередной раз
сократил «форменный» набор. Пограничники утратили малиновую окантовку
петлиц на воротниках шинелей рядового состава. Но зеленые фуражки
остались.
Пожалуй, самые серьезные испытания для пограничной формы
были в 1993-1994 годах, когда в масштабе России решалась задача
удешевления и унификации военного обмундирования. Указом президента
Российской Федерации 23 мая 1994 года рядовому составу погранвойск
предписаны погоны защитного цвета со светло-зелеными продольными
полосками по краям. И если одноцветные фуражки офицеров Министерства
обороны стали «украшать» излишними, на наш взгляд, «орнаментами» вокруг
кокарды, золотистым подбородным шнуром и орлом на тулье, то на
пограничной фуражке осталась кокарда прежних скромных размеров.
Однако, сохранив цвет, пограничная фуражка изменила теперь форму.
С
дореволюционных времен высота четвертинок тульи фуражек была 43-55 мм, в
20-е — 30-е годы даже меньше. К 1993 году высота четвертинки достигла
85 мм, значительно увеличился и диаметр донышка. Зачем? Сейчас ответить
никто не сможет.
Не функциональной необходимостью или тенденциями
современной военной моды, а только отечественными «оригинальными»
взглядами объясняется это увлечение «фуражечной» гигантоманией. Кстати, в
армиях НАТО и у наших западных соседей в большой моде берет и фуражки с
уменьшенной тульей!
Каждый офицер испытал на себе неудобство фуражки
с большой тульей при посадке в транспорт и при выходе из него. Даже
несильный ветерок может сорвать ее с головы. Но по ветру летят не только
фуражки, но и деньги из госбюджета, которых и без того не хватает. Ведь
на каждую фуражку расходуется 0,079 квадратного метра сукна приличной
стоимости. Во что обходится чей-то «улучшенный вкус» при изготовлении,
скажем, партии в 10000 фуражек?
Можно отметить, что мода на
увеличенные тульи уже была в 40-е годы. Но где? В румынской и
португальской, в южноамериканских армиях. Ни в одной из армий передовых
стран!
Так вопрос о тулье и площади донышка фуражки обретает не
только эстетическое и экономическое, но и по большому счету политическое
значение. Скажи, какая у тебя площадь донышка фуражки — и будет ясно,
служил ты в передовом, развитом государстве или…
Формальный подход? Возможно. Но ведь речь и идет о форме.