Поиск

«Жизнь в правде своей»

«Жизнь в правде своей»

«Жизнь в правде своей»


Редко кому дается счастье с детства (пусть поначалу неосознанно) определить свое назначение на земле и ни разу не изменить ему. Такое счастье было дано священнику Сергею Алексеевичу Сидорову. Пережив четыре ареста, тюрьмы, лагеря, ссылки, отец Сергий принял мученическую смерть, но ни разу не усомнился в правильности выбранного пути.
«Духовная жизнь Москвы с детства была близка мне. С семи лет, то есть со времени моего приезда в Моск­ву (в 1902 году — В. Т.), я не пропустил ни одной торжественной церковной службы», — записал отец Сергий в своей краткой автобиографии. До этого Сережа Сидоров жил в родовом имении Николаевка Курской губернии. Ему было шесть месяцев, когда умерла мать — Анастасия Николаевна Сидорова, урожденная княжна Кавкасидзе. Воспитывали его и старших детей — Алексея и Ольгу — сестра матери Варвара Николаевна Кавкасидзе и ее подруга Вера Ивановна Ладыгина, которую Сережа называл «Мамочкой».

Повзрослев, друзья продолжают относиться к Сергею Николаевичу как к учителю, наставнику, советчику, пастырю (он был рукоположен во иерея в 1920 году). Осенью 1923 года Сергей Сидоров — уже настоятель церкви Петра и Павла в Сергиевом Посаде — пишет ему в челябинскую ссылку: «Вы мне необходимы как самый меня любящий пастырь, и я особенно молюсь, чтобы Господь дал мне возможность увидеть Вас, именно видеть, слышать, знать, что Вы со мною». Сергей Фудель в 1951 году в письмах из усманской ссылки настоятельно рекомендует сыну съездить к С. Н. Дурылину в Болшево: «Это важно не только для тебя, но и для меня. <…> Я очень многим ему обязан. Он научил меня познанию и научил находить радость в познании. <…> Для тебя я хочу, чтобы ты узнал и понял человека, охватившего всю необъятность русской литературной культуры, знающего ее, как, может быть, никто».

Преподобный  Оптинский  старец  Анатолий  (Потапов)

Сергей Николаевич, отправляясь в Оптину пустынь к своему духовному отцу старцу Анатолию, старался и мальчиков брать с собой. Сергей Сидоров побывал там с Дурылиным дважды — в 1916 и 1917 годах. Иеросхимонах Анатолий стал и его духовным отцом. В декаб­ре 1916 года вместе с Николаем Чернышевым они посетили игумена Феодосия, который показал им знаменитую оптинскую библиотеку, автографы писателей, посещавших Оптину пустынь: Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого, К. Леонтьева и других, поделился своими воспоминаниями об иеромонахе Амвросии. Сергей Сидоров обратил внимание на то, каким глубоким уважением пользовался С. Н. Дурылин у оптинских старцев Анатолия, Нектария, Феодосия. В 1917 году Сергей Николаевич познакомил Сергея со схиархимандритом Агапитом, первым биографом старца Амвросия. У владыки Михея учитель и ученик пили чай. Владыка похвалил юношу за неукоснительное посещение служб, а отец Нектарий заповедовал ему «не очень прилепляться к земным предметам».

Отец Сергий Сидоров. Фотография из следственного дела

 

13 апреля 1937 года отца Сергия Сидорова арестовали как члена группы епископа Арсения (Жадановского), считавшей своей целью объединение приходов Церкви на истинно православной основе в противовес «обновленцам». На допросе он не отрицал своего участия в нелегальной церковной организации. Вместе с ним к высшей мере наказания приговорили епископа Арсения, священников Михаила Шика, Петра Петрикова, иеро­монаха Андрея (Бориса Эльбсона) и двоих монахинь. Все они были расстреляны на Бутовском полигоне 27 сентября 1937 года в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Отца Сергия реабилитировали в 1956 году.

 

 

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию