restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

Исчезнувшая узкоколейка

Исчезнувшая узкоколейка

Исчезнувшая узкоколейка


В рязанской Мещёре, в лесном краю, на протяжении долгих лет, начиная с конца ХIХ столетия, действовала узкоколейная железная дорога. К. Г. Паустовский, впервые посетивший эти места в 1930 году, писал: «За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времен Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище «мерин». Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося «мерина». Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны. <…> Узкоколейка в Мещёрских лесах — самая неторопливая железная дорога в Союзе».
С дорогой этой вышло по пословице: не было бы счастья, да несчастье помогло.

Узкоколейный паровоз «мерин»

Маршрут, пролегавший через живописные лесные массивы Мещёры, в народе прозвали «зеленой веткой». Вот по этой-то «зеленой ветке» и приехал К. Г. Паустовский в Солотчу — пригородный курортный поселок под Рязанью. В повести «Мещёрская сторона» писатель так рассказывал о своем путешест­вии: «Пассажиры с вещами сидели на площадках — вещи в вагон не влезали. Изредка в пути с площадки на полотно начинали вылетать мешки, корзины, плотничьи пилы, а за вещами выскакивал и их обладатель, нередко довольно древняя старуха. Неопытные пассажиры пугались, а опытные, скручивая козьи ножки и поплевывая, объясняли, что это самый удобный способ высаживаться из поезда поближе к своей деревне. <…> Станции завалены смолистыми бревнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами».

Станция  Рязань-Пристань узкоколейной железной дороги. Фотография 1900 года

«Зеленая ветка» служила людям долгие годы, перевозя различные грузы и жителей мещёрских деревень. В 1959 году на узкоколейку поступили тепловозы и комфортабельные вагоны. Но со временем заповедную Мещёру прорезали ленты шоссе, образуя Большое Рязанское кольцо. В 1968 году вокзал Рязань-Пристань, как говорится, приказал долго жить: содержание затопляемого участка узкоколейки от Оки до Солотчи требовало немалых затрат, и железнодорожный транспорт посчитали невыгодным. На смену поездам пришли автомобили. В 1972 году открылось движение по новому автомобильному мосту через Оку, возведенному взамен плашкоутного. Тем не менее, до 1980-х годов мещёрская «железка» продолжала действовать. Потом движение по ней постепенно прекратилось. Последний «паровоз времен Стефенсона» сдали на металлолом, хотя он, безусловно, заслуживал места в музее. Вот что писал журналист Владимир Панков: «В одном из тупиков на станции Тума стоял такой паровозик. <…> Он был без тендера, но держался молодцом и однажды даже участвовал в съемках какого-то исторического фильма. <…> Железнодорожная станция не выполнила плана по металлолому, и в жертву мартену предложили сдать беспризорный паровозик. Заступников у ветерана узкоколейки так и не нашлось — его без жалости изрезали автогеном».

 

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию