Поиск

Государственный музей А. С. Пушкина

Государственный музей  А. С. Пушкина

Государственный музей А. С. Пушкина


К читателям «Московского журнала. История государства Российского»


Пятьдесят лет назад, 6 июня 1961 года, в столице, в городской усадьбе Хрущевых-Селезневых на Пречистенке, 12/2, в одном из красивейших особняков московского ампира открылся Государственный музей А. С. Пушкина. Неугасающий интерес к жизни и творчеству великого поэта в России и за рубежом на протяжении вот уже полувека привлекает в залы московского дома А. С. Пушкина многочисленных посетителей.

Празднование 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина
Основанный 7 октября 1957 года музей начал свое развитие практически без единого экспоната. В кратчайшие сроки благодаря собирательской деятельности музейного коллектива, возглавляемого первым директором А. З. Крейном, а также помощи других музеев и частных лиц, была скомплектована коллекция, которая позволила создать первую постоянную экспозицию «Жизнь и творчество А. С. Пушкина». У истоков музея стояли выдающиеся деятели отечественной науки, литературы, искусства, культуры — известные ученые, писатели, артисты, композиторы, художники.
В 1997 году произошло второе рождение музея. После реставрации и реконструкции, осуществленной Правительством Москвы в канун 200-летнего юбилея А. С. Пушкина, ГМП превратился в современный многофункциональный научный и культурный центр и вновь распахнул свои двери для посетителей, которых он ежегодно принимает около 340 тысяч. В залах главного усадебного дома размес­тилась экспозиция «А. С. Пушкин и его эпоха», где биография и творческий путь поэта представлены на фоне истории, литературы, искусства, культуры XIX века. В экспозиции нашли место самые разнообразные изобразительные, книжные, документальные материалы, предметы убранства и быта. Богатейшее музейное собрание (более 160 тысяч экспонатов), постоянно пополняющееся за счет приобретений и даров (более 68 тысяч предметов), обрело свое место в фондохранилище. Была создана система открытых хранений, доступных для посетителей: открытые хранения редкой книги, живописи и миниатюры, художественного металла, мебели, фарфора и стекла, библиотека русской поэзии И. Н. Розанова, коллекция П. В. Губара, кабинеты рукописей и генеалогии, собрание работ Нади Рушевой. В атриуме и концертном зале проводятся поэтические и музыкальные вечера, спектакли, фестивали, в конференц-зале — научные конференции и заседания. В выставочных залах организуются выставки, осуществляются крупные межмузейные выставочные проекты. Организован Детский центр, разрабатывающий специальные программы для детей. Новогодние елки, балы в старинной дворянской усадьбе, — все это востребовано посетителями — взрослыми и детьми.
Сегодня Государственный музей А. С. Пушкина — это и его филиалы: Мемориальная квартира поэта на Арбате, Мемориальная квартира Андрея Белого, экспозиция которой рассказывает и о пушкинской традиции в искусстве Серебряного века, выставочные залы в Денежном переулке. В настоящее время ГМП работает над созданием Дома-музея В. Л. Пушкина на Старой Басманной — там в гостях у дяди бывал его великий племянник, а также Дома И. С. Тургенева на Остоженке — и в этой экспозиции пушкинская тема найдет свое место.
Коллекция музея, экспозиции и выставки стали предметом многих музейных изданий.
За пятьдесят лет, которые прошли со дня открытия Государственного музея А. С. Пушкина, он стал одним из крупнейших научных и культурно-просветительских центров Москвы. Публикуемые ниже очерки посвящены наиболее важным сторонам его деятельности, а также некоторым уникальным экспонатам.

Директор Государственного музея А. С. Пушкина
Евгений Анатольевич Богатырев

 

Дары музею

«Понемногу сокровища растут» — этими словами пушкинского героя скромно были названы две выставки новых поступлений, открытые в мае 2000 и 2008 годов и представлявшие результаты собирательской деятельности музея последних лет (1999-2007). Однако надо отметить, что музейные коллекции пополняются не «понемногу», а весьма интенсивно — ежегодно до 1000 экспонатов. Сегодня в фондах — более 165 тысяч предметов. Это художественные и мемориальные реликвии прошлого: произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, мебель, скульптура, подлинные рукописи и документы, редкие книги.

Клотильда  фон Ринтелен  и Е. А. Богатырев. Дар музею скульптурного бюста графини Н. А. фон Меренберг
Наиболее значимыми для музейной коллекции были и остаются мемориальные предметы. Особый статус меморий — сохранение овеществленной памяти о своем владельце — всякий раз делает их приобретение событием как для музея, так и в целом для отечественной культуры.
Из семей С. Б. и Б. Б. Пушкиных, московских потомков поэта по линии его старшего сына А. А. Пушкина, за последние годы в музей поступили многочисленные бытовые личные предметы, принадлежавшие внучкам поэта В. А. Мезенцовой и А. А. Пушкиной, в том числе: роговой лорнет и кружевные манжеты, венчальная свеча, покрывало, страусовые перья, дамская сумочка, полотенце, салфетки, брошь, лорнет, бювар, маникюрные ножницы, а также живописный портрет, по легенде изображающий няню А. А. Пушкина, выполненный на картоне в 1860-х годах его первой женой С. А. Ланской. Праправнучка А. С. Пушкина Клотильда фон Ринтелен, проживающая в Висбадене, в разные годы передала в музей семейные реликвии — прижизненный скульптурный портрет и черновую рукопись на немецком языке автобиографического романа своей бабки графини Н. А. фон Меренберг — младшей дочери поэта. В 2010 году завершены систематизация и описание архива Н. С. Мезенцовой-Шепелевой, правнучки А. С. Пушкина, переданного в дар Ю. В. Геренгом, прапраправнуком поэта. В составе архива — фотопортреты пяти поколений потомков А. С. Пушкина по линии его внучки В. А. Мезенцовой, дочери А. А. Пушкина, а также рукописные материалы и личные документы Н. С. Мезенцовой-Шепелевой: записные книжки, ее сочинения, содержащие неопубликованные фрагменты, переписка.
Поддерживая постоянные дружеские контакты с потомками А. С. Пушкина, музей смог получить немало связанных с близким родственным окружением поэта семейных реликвий, сложившихся в некий мемориальный пушкинский комплекс. Сохраняя семейные реликвии, музей невольно аккумулирует в своих фондах память отдельных семей, а в совокупности — поколений, общества. Сберегаемые мемориальные предметы (в равной степени — будь то произведения искусства или бытовые мелочи) создают широкую историческую панораму эпохи в лицах. Достаточно лишь перечислить отдельные семейные комплексы, обогатившие музейное собрание за последние годы:
— от Н. В. Вырубова, представителя старинного боярского рода, гражданина Франции, — акварельный портрет Николая I (Ф. Крюгер, конец 1830-х годов), миниатюрные портреты Е. Д. и Н. А. Небольсиных — урожденной княжны Львовой и ее мужа, участника Отечественной войны 1812 года, впоследствии гражданского губернатора Моск­вы (Ш. Ф. Мюллер, около 1825 года), один из последних прижизненных портретов князя А. В. Суворова-Рымникского (миниатюра К. де Местра, около 1799 года), завещание С. П. Вырубова от 1 мая 1810 года на гербовой бумаге с филигранью, написанное орешковыми чернилами;

Стол Ушаковых. Россия. Красное дерево, резьба. Первая четверть XIX века
— от В. С. Галенко, потомка семьи Бакуниных, — записная книжка в кожаной обложке с тиснением, бронзовой накладкой и бисерным шитьем, принадлежавшая Е. В. Бакуниной, урожденной Виноградской, — родной сестре второго мужа А. П. Керн, живописный портрет адмирала И. Л. Голенищева-Кутузова, выполненный, по семейной легенде, внучкой изображенного художницей А. М. Бакуниной с оригинала Д. Г. Левицкого (местонахождение оригинала неизвестно), и миниатюрный портрет В. И. Голенищевой-Кутузовой (неизвестный художник, 1800-е годы), карандашные парные портреты А. С. и М. К. Львовых (К. Мазер, 1842 год);
— от С. В. Селезнева — работа тонкого мастера акварельного портрета В. И. Гау 1836 года, изображающая знакомую поэта М. С. Оленину, урожденную Львову, — жену участника Отечественной войны 1812 года генерал-майора, талантливого художника-любителя П. А. Оленина;
— от А. Г. Шелудченко, наследника семьи художников Н. В. Кузмина и Т. А. Мавриной — целый мемориальный комплекс: 14 предметов крестьянского и городского костюмов из ситца, хлопка и льна (XVIII-XIX века), включая образцы головных уборов различных российских губерний, принадлежавшие Т. А. Мавриной (как известно, художница с огромным интересом относилась к предметному миру русской старины);
— от Д. Г. Санникова — трость Андрея Белого (эта семейная реликвия хранилась в доме отца дарителя — поэта Г. А. Санникова, друга писателя).
К 130-летию со дня рождения Андрея Белого в 2010 году музей получил дар от семьи Богословских — дорожный саквояж писателя с его личными вещами (37 предметов): две шапочки, галстук, запонки, деревянная ложка, два портмоне, портсигар, зеркало, нательные крестики и иконки, бритвенный прибор и остро отточенный карандаш — «из последних». Эти предметы после смерти Андрея Белого хранила его жена К. Н. Бугаева, сопроводив каждый пояснительной запиской. Позже она передала саквояж своим близким друзьям — литературоведу Н. В. Богословскому, его жене и их сыну Александру, крестнику Клавдии Николаевны, который, в свою очередь, в 1980-х годах, опасаясь за сохранность предметов, переправил их дипломатической почтой в Париж. Спустя 30 лет саквояж совместными усилиями владельцев и сотрудников музея был возвращен в Мемориальную квартиру Андрея Белого, куда также поступила часть семейного архива Богословских, связанная с писателем.
Немало семейных реликвий соотечественников, оказавшихся в свое время в эмиграции, возвращаются на родину благодаря неутомимой работе на этом поприще Российского фонда культуры. В 2009 году от него музей получил в дар девять мемориальных предметов семьи Муравьевых-Апостолов, проживавших в США, в частности, рукописный альбом Е. И. Бибиковой с автографами и рисунками современников. Владелица альбома — Е. И. Бибикова, урожденная Муравьева-Апостол, сестра декабристов Матвея и Сергея Муравьевых-Апостолов. Хронологические рамки альбома — 1816-1836 годы. На многих его страницах имеются пометы и рисунки членов прославленной семьи, президента Академии художеств А. Н. Оленина, поэтов К. Н. Батюшкова, В. Л. Пушкина. Здесь же — карандашный порт­рет М. И. Муравьева-Апостола, на обороте которого рукой декабрис­та сделана надпись: «Рисунокъ снятый съ меня (1815) г. Александ­ромъ Михайловичемъ Муравьевымъ…».
Прослеживая далее тенденцию поступлений в музей даров из-за рубежа, назовем лишь имена дарителей. Это Робер Жужж из Парижа и Т. С. Гартунг, представитель Пушкинского общества в Австралии; доктор Рихард Захарук из Франкфурта-на-Майне, В. С. Спасская из Гаваны, С. О. Прокофьев — ученый-антропософ, потомок композитора С. С. Прокофьева из Дорнаха (Швейцария), В. В. Царенков из Парижа, Аврил Пайман (Великобритания) и И. К. Снегирь (Моск­ва) — вдова и дочь художника К. К. Соколова. Среди дарителей наряду с частными лицами есть организации, в том числе такие, с которыми музей поддерживает постоянные контакты и дружеские отношения. Яркий пример — Российский фонд культуры, который своими дарами сделал исключительный вклад в коллекцию музея, издательство «Вита Нова» (Санкт-Петербург) и аукционный дом «Крис­тис», подаривший музею акварельные работы неизвестных мастеров начала — первой половины XIX века: портреты графа Г. А. Строганова (с оригинала П. Ф. Соколова) — двоюродного дяди Н. Н. Пушкиной, жены поэта, и баронессы Е. А. Строгановой — родной сес­тры деда Н. Н. Пушкиной.
Продолжим рассказ о дарах, связанных с московскими семьями и адресами, назвав некоторые, наиболее интересные.
Четыре кресла красного дерева первой половины XIX века, полученные в дар от А. К. Губаревой, находились в доме в Воротниковском переулке, 12, в котором с 1835 года поселился П. В. Нащокин, близкий и самый задушевный друг А. С. Пушкина. Этот адрес известен как место последнего пребывания поэта в Москве (май 1836 года). Кресла изображены на картине Н. И. Подключникова «Гостиная в доме Нащокина» начала 1840-х годов (холст, масло. Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург).
Письменный стол красного дерева первой четверти XIX века (дар В. С. Гречаниновой) принадлежал московскому семейству Ушаковых, в доме которых на Пресне в 1828-1829 годах часто бывал А. С. Пушкин. Согласно семейному преданию, именно на нем поэт писал стихи в альбомы сестрам Екатерине и Елизавете Ушаковым. Кресла и стол — очень дорогие для музея мемории. Они помещены в экспозицию Мемориальной квартиры А. С. Пушкина на Арбате. Там же находится и ореховый ломберный дорожный стол второй половины XIX века. Он поступил в музей в качестве дара из семьи потомков владельцев дома на Арбате Хитрово, у которых нанимал квартиру А. С. Пушкин в 1830-1831 годах и где он провел первые месяцы счастливой семейной жизни.
К сожалению, отдельной статистике дары музею не подлежат, так как они включены составными частями в различные коллекции по видам материалов. Вместе с тем по шкале ценностей среди типологических предметов своего времени именно дары, в особенности пришедшие из семей, то есть предметы мемориальные, занимают особое место. Не случайно в 2002-2003 годах музей предпринял большую работу по изданию каталога мемориальной час­ти своего собрания («Минувшее меня объемлет живо…» Мемориальная пушкиниана Государственного музея А. С. Пушкина». М., 2003), а также иллюстрированного и аннотированного каталога даров («Дары и дарители». М., 2007).
Как уже говорилось, московская пушкинская коллекция сформировалась за последние пятьдесят с лишним лет во многом благодаря дарителям. Назовем еще ряд имен: Р. А. Жаголко и А. П. Быстров (Санкт-Петербург) — члены ученого совета музея, коллекционеры; историк моды, коллекционер А. А. Васильев — также член ученого совета музея; Б. Э. Цейтлин, С. О. Сергиевский, коллекционеры (Санкт-Петербург); В. Н. Дымов, при активном содействии которого из Росзарубежцентра музей получили в дар два мебельных гарнитура из 34 предметов разных художественных стилей конца XIX — начала XX века; Н. Е. Фомина, театральная художница; Д. В. Журавлев, директор московского антикварного магазина ООО «Русская усадьба»; В. К. Журавлева, потомок и хранительница реликвий знаменитой семьи Яньковых-Благово; А. Л. Кусакин, представитель Лондонского международного общества коллекционеров карт в России; Е. И. Куманьков — народный художник России; Д. Е. Мациевский, член Мос­ковского Союза художников; А. А. Венгеров, библиофил, коллекционер.
Сегодня дары составляют более одной трети музейного собрания. Они начали поступать еще до открытия музея. Первая запись в книге даров, заведенной первым директором А. З. Крейном, относится к 1959 году — юбилейную пушкинскую медаль 1899 года, выполненную главным медальером петербургского монетного двора М. Скудновым, передала музею первый заместитель директора по научной работе Н. В. Баранская, впоследствии известная писательница. С тех пор, наверное, родилась в музее традиция, когда сотрудники также активно приумножают ряды дарителей. Кстати, одно из последних поступлений, насчитывающее более 1000 единиц, — от родственников А. З. Крейна: мемориальный комплекс, связанный с его жизнью и работой в музее (книги с автографами, дарственными надписями, предметы мебели). Все это позволило сформировать и открыть мемориальный кабинет А. З. Крейна.
Книга даров превратилась в документ живой всенародной любви к Пушкину и насчитывает сегодня около трех тысяч имен. И точка в этом списке, надеемся, еще не поставлена…

 

 

 

 

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию