Поиск

«Публика аплодировала при открытии занавеса»

«Публика аплодировала при открытии занавеса»

«Публика аплодировала при открытии занавеса»


 

Опера Сергея Ивановича Зимина являлась ведущим оперным антрепризным театром Москвы в период с 1904 по 1917 год, успешно соперничая с Императорской сценой. Ее роль в культурной жизни Москвы того времени была весьма значительна. С театром С. И. Зимина в разные годы сотрудничали такие видные художники, как П. П. Кончаловский, Ф. Ф. Федоровский, И. Я. Билибин, С. Ю. Судейкин, Н. К. Рерих, В. Д. Поленов и другие. Однако сегодня и сам театр, и деятельность на его сцене этих художников оказались практически забытыми. Сказанное в полной мере относится и к ведущему декоратору Оперы Зимина А. И. Маторину. О нем и вообще-то известно очень мало. Мы не знаем даже точных дат его жизни. Выходец из крестьянской семьи, он получил только начальное образование. Современники отзывались о нем как о малограмотном человеке, писавшем с ошибками.
Начинал Афанасий Иванович в Большом театре в качестве рабочего сцены. Однако довольно скоро он благодаря «природным способностям и смекалке выдвинулся <…> до положения помощника машиниста — «мага и волшебника» К. Ф. Вальца»1. Карл Федорович работал в Большом с 1861 года, совмещая функции декоратора и изобретателя сценических эффектов. Свои постановки он стремился максимально «оживлять», устраивая на сцене полеты, превращения, морские бури, фейерверки, фонтаны, разрушения, «пожары» и тому подобное2. Судя по всему, трудясь совместно с Вальцем, Афанасий Иванович в полной степени овладел его методами.
В 903 году Маторин познакомился с С. И. Зиминым, который как раз начал организовывать музыкальные вечера, проходившие в Зоологическом саду, в Сокольниках или в саду «Гай» в Кусково и предвосхитившие появление главного детища Сергея Ивановича — его оперного театра. 23 июля в саду «Гай» была представлена опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин», а также отрывки из «Демона» А. Г. Рубинштейна, декорации к которым выполнил А. И. Маторин. От этой постановки не сохранилось никаких изобразительных материалов — известно только, что декорации отличались реалистичностью и живописной красотой. По всей вероятности, то были первые самостоятельные маторинские работы в качестве художника сцены3.

 

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию